Стиль арт деко в интерьере: не пытайтесь оформлять своими силами

Арт-Деко в интерьере

В интерьере Ар Деко собирает воедино все его грани, начиная от архитектурных элементов здания и заканчивая вазами, статуэтками,аксессуарами. Блестящие и лакированные поверхности, дорогие и экзотические материалы, блеск металла и драгоценных камней, перламутр, зеркала – в общем, все, что говорило о высоком статусе и достатке.

Каждый элемент интерьера представлял собой целое произведение искусства. При этом такой дорогой акцент мог быть один или несколько, все остальное же лишь было фоном, не менее изящным и стильным. Люстры в основном были на хромовом каркасе из металла, и украшались жемчужными нитями, хрустальными бусинами и каплями. Мебель имела простые геометрические формы, а ножки были  вытянуты и заужены.

Кстати, ножки мебели, которые имеют в основании металлическую часть («башмачки») были придуманы в период рассвета стиля одним из  основоположников Ар Деко в мебели Жаком-Эмилем Рульманном,унаследовавшим семейное предприятие и создавший там настоящий центр современно дизайна.Он любил работать с дорогими материалами. Это были черепаховый панцирь и слоновая кость, лазурит и шагреневая кожа, перламутр и шкурки ящериц, акулья кожа… Одновременно Жак-Эмиль экспериментировал с инкрустацией – ввел в качестве отделки мебели хромированный металл и серебро.В свое время мебель, которую продавал Рульманн, была дорога, но все-равно считалась убыточной, так как продавалась ниже себестоимости на 20-30%. Спустя годы, NewYorkTimes назвала его «величайшим творцом эпохи ар деко». А на престижных аукционах за лоты «от Рульманна» теперь платят миллионы.

История стиля арт-деко в одежде

Он родился в Европе, в 20-е годы XX века. Люди потихоньку приходили в себя, после пережитой войны. Полным ходом шла индустриализация. Одежду начали шить на фабриках. Но та одежда, которую шили массово, была скучной и нравилась далеко не всем женщинам. Модницы хотели выглядеть уникально, как в старые добрые времена.

Именно это желание, выглядеть оригинально и модно, породило новый стиль. Но об этом чуть позже.

Нужно отметить, что в то время мир захлестнула эмансипация. Во время войны, женщинам пришлось взять на себя многие мужские обязанности. Они стали осваивать мужские профессии и делали это весьма достойно. Это привело к борьбе за равноправие.

Женская одежда перестала подчеркивать фигуру. Талия скрывалась. Красивыми считались худенькие девушки, больше похожие на юношей. Узкие бедра, отсутствие талии, грудь небольшого размера. В моду вошли короткие прически.

Женщины стали управлять автомобилями и дельтапланами, начали играть в мужские азартные  игры, без стеснения курили в общественных местах. Хорошим подарком для женщины был портсигар или мундштук.

Не смотря на всю эту борьбу, женщины оставались женщинами. Со свойственным им желанием выделяться, удивлять, привлекать. Вот мы и подобрались к появлению стиля арт-деко.

Если внимательно изучить развитие модных веяний в Европе, то практически все они брали начало на различных выставках. Стиль арт-деко в одежде не исключение, он появился благодаря выставке современного декоративно прикладного искусства. Под влиянием различных культур и их достижений произошло невероятное смешение стилей от африканских до восточных. Все они переплелись и получился стиль, о котором мы говорим.

Освещение в богемном интерьере

Правильно подобранное освещение имеет большое значение в оформлении помещения в том или ином стиле. Именно от него зависит комфорт, уют, торжественность обстановки и подчёркивание наиболее выигрышных сторон интерьера. Не исключение и арт-деко.

В изначальном варианте широко использовались светильники из хрома и стекла. Стеклянные плафоны покрывались эмалью и на них вытравливались рисунки, характерные для стиля art-deco. Винтажные светильники ещё можно найти в специализированных магазинах, но допускается использование и более современных моделей, стилизованных под «эпоху Великого Гетсби».

Люстры для основного освещения должны быть крупными, сложными, с большим количеством рожков и позолотой. Небольшие точечные осветительные приборы устанавливаются лишь в тех случаях, когда полноценные светильники не уместны из-за своего размера. Для дополнительного освещения используются бра с вычурными формами, торшеры на резном основании с крупным абажуром. Подсвечивание пола в интерьерах арт-деко неприемлемо.

ФОТО: designstudy.ruФОТО: tribblogs.comФОТО: roomester.ru

Стиль арт-деко в интерьере разных комнат дома

Оформляя этот стиль в разных комнатах, владелец дома сразу должен забыть об экономии и минималистических мотивах. Здесь во всю должно действовать изобилие. Для каждой комнаты предусмотрены свои условия обустройства обстановки.

ФОТО: design-homes.ruВ прихожей арт-деко должно быть большое зеркало. Оно может стать частью шкафа-купе

Прихожая

Одна из главных комнат в доме, которая должна привлекать внимание гостей во время прихода. Длинные коридоры стараются оформлять декоративными, но рабочими небольшими светильниками

Они располагаются по обеим стенам помещения. В фурнитуре и декоре мебели прихожей приветствуется металлическое обрамление, серебристая или золотистая фурнитура. Нельзя обойтись без зеркал с интересной рамкой

Очень важно, чтобы стеклянное полотно было крупным. Это дополнительно увеличит визуализацию пространства

ФОТО: archidom.ruРабочий кабинет из дерева в доме

Кабинет

Чтобы рабочее место было уютным и практичным, стараются выбирать тёмные оттенки палитры. Но при таком исполнении крайне важна правильная организация искусственного освещения. Особенно острым такой вопрос становится, если в этом помещении отсутствуют окна на улицу.

Присутствие отражающих деталей позволит исправить ситуацию, добавив света комнате.

ФОТО: shkafprosto.ruКрасивая гостиная в стиле арт-деко со стенкой и нишей под телевизор

Гостиная

В оформлении гостиной могут быть использованы различные материала и фактуры одновременно

Поэтому крайне важно не выйти за рамки соответствия дизайна стилю арт-деко. В этой комнате также приветствуется тёмная цветовая гамма

Но её стараются разбавлять мебелью с глянцевыми поверхностями и блестящей фурнитурой.

ФОТО: comfortoria.ruГабаритная гостиная с полукруглыми стенами

Многие предпочитают в таких комнатах некоторое осветление. Поэтому в идеале будет дополнить гостиную бежевым, кремовым или кофейным тоном. Его обычно применяют для отделки стен и потолков. Иногда он встречается и в декоре.

Детская комната

Особого внимания в детской комнате заслуживает именно мебель. Здесь она не должна иметь углов. В этом помещении приветствуется применение напольного ковра. Он утеплит поверхность пола в зимний период и не помешает детским забавам. Желательно, чтобы палас был умеренно тёмным и содержал в себе нотки элегантности.

ФОТО: арт-интерьер.москваОтличная детская для юной принцессы

Очень красиво смотрится лепнина на потолке в светлой детской спальне. Здесь же не обходятся без высоко установленных настенных светильников и центрального освещения. Конечно же, над кроваткой ребёнка обязательно навешивается балдахин.

Спальня

Спальня в предложенном стиле должна быть светлой и уравновешенной. Приветствуется её пышное и элегантное оформление. В комнате отдыха должны присутствовать оттенки бежевого, бледно-розового, кремового и персикового. Допускается контраст золотистого и серебряного, но в незначительном количестве деталей. Объёмная мебель и высокая мягкая кровать — это главные черты интерьера спальни арт-деко.

ФОТО: strport.ruКрасивая спальня с элементами золотистого

Очень хорошо смотрится декор с одинаковым рисунком в разных местах. Такие переплетения оживят пространство. Здесь не обойтись без круглого или овального зеркала в раме в виде солнца.

Кухня

В кухне привлекают внимание светлые мраморные стены. Но необязательно использовать натуральный материал, достаточно и имитации «под мрамор»

Для пола уместна керамическая плитка. Она может быть уложена без рисунка, в некоторых ситуациях допускается хаотичный мотив, например, оформление в виде шахматной доски.

ФОТО: kiktev.com.uaКрасивая кухня с адаптированной мебелью

Актуально оформление фартука в виде цветного витража. Если это помещение имеет окна, то их остекление оформляется должным образом.

Ванная

В ванной комнате можно оформить кладку стен и полов с помощью плитки с фресками. Это будет напоминать древнеегипетское направление. В санузле приветствуется обилие глянца, стёкол или зеркал

Важно, чтобы комната была максимально светлой и приятной. Напольное покрытие может иметь существенный контраст со стенами

ФОТО: oselya.uaВанная с изобилием тематического рисунка

С помощью золотистой мозаики можно удачно оформить декоративные элементы на стенах. Также допускается использование сантехнических элементов в бронзовом или золотом оттенке.

Освещение в комнате с интерьером Арт-Деко

Направление Арт-деко в интерьере требует участия в комнатах достаточного количества света. Пусть он даже будет туманным и слегка приглушенным, но для организации понадобится масса светильников. В одной комнате может насчитываться от 10 до 20 бра, настольных ламп и светодиодов. 


Стильный текстильИсточник best-stroy.ru

Основной свет приходит с потолочной зоны. Источником такового является габаритная центральная люстра. Приумножить освещение можно с помощью зеркальных, глянцевых и стеклянных поверхностей. Уместны и напольные торшеры с интересным тематическим узором. Визитной карточкой заявленного стиля является круглое зеркало-солнце. Оно обладает хорошей отражающей способностью. Его дизайн и структура были придуманы еще в начале 20 века.


Фиолетовые стеныИсточник iqinterior.ru/


Гостиная с каминомИсточник thearchitect.pro


Необычный подход к декоруИсточник interio.club/

Очень большие по площади помещения освещают двумя хрустальными потолочными люстрами. Они успешно вписываются в светлый интерьер (бежевый, кремовый, реже кофейный), обязательно дополняются шикарной лепниной. На организацию такого потолка уходит уйма времени, но результат превосходит все ожидания.


Современная кухня-гостинаяИсточник remont-f.ru

Архитектура

«Нельзя забывать, что самое большое число потребителей в мире обитает в США – в стране, с самым высоким уровнем жизни. Более того, ни в одной стране не существует столь развитых технических средств, необходимых для распространения новых идей среди рядовых граждан, и ни в одной другой стране население не реагирует так молниеносно на новшества, если оно в них заинтересовано». /Министерство торговли США. Доклад комиссии о парижской выставке 1925 года. 1926./цитата из книги «Стиль Ар Деко». Автор Хилльер Б., Эскритт С. 2005

При этом американцы не являлись основоположниками стиля, а лишь только заимствовали и преображали его в своем ключе. Но именно в Америке ар деко использовался и практиковался с большим щегольством и размахом, чем где бы то ни было. Стиль с успехом процветал в Америке, и мог превзойти «старую Европу». Отчасти поэтому, многие искусствоведы относились скептически и долго не признавали американский стиль за истинный АртДеко.

Ярким примером стиля в архитектуре США является здание компании «ChryslerCorporation» — небоскреб Крайслер-билдинг (ChryslerBuilding), построенный в 1930 году по проекту архитектора Уильяма ван-Эллена (WilliamvanAlen). Крыша небоскреба имеет узор, напоминающий лучи солнца, и  представляет собой семь сводов, которые символизируют колесные диски автомобилей «Крайслер». При этом узоре получилась ребристая облицовка фасада и треугольные окна.Визитной карточкой небоскреба так же являются скульптуры, повторяющие эмблему «Крайслер» и скульптуры горкульи-орлы. Компании, строившие такие небоскребы, стремились  максимально передать свою мощь, успех и надежность через роскошные интерьеры и  фасада. Так же, к ярким и показательным зданиям в стиле Ар деко в США относится Чэнин-билдинг, Эмпайер-Стейт-билдинг, отель «Астория» и мюзик-холл Радио-сити.

Можно отметить, что под влиянием американского Ар-деко были построены и сталинские высотки в Москве, библиотека имени Ленина  и дворец культуры имени Кирова, а так же кинотеатр «Москва»  в Ленинграде.

Но нельзя считать, что архитектура АртДеко – это только небоскребы и ступенчатые (каскадные) формы. Есть много примеров малоэтажных зданий, и даже одноэтажки. В Париже была построена целая улица в стиле АртДеко, архитектором которой был Роберт Малле-Стивенс. Основные узнаваемые черты архитектуры АртДеко – это создание форм за счет объема, при этом декор играет второстепенную роль или вообще отсутствует.

Вот основные элементы архитектурного АртДеко:

  • Смелое использование ступенчатой формы. Усиление вертикалей или горизонталей.
  • Картуши (украшение в виде щита или свитка), шевроны(объемные полосы под углом друг к другу),зиккураты (многоступенчатые объемы), фонтаны, мотивы лучей солнца.
  • Граненые монументальные скульптуры и барельефы с горельефами.
  • Антропоморфные образы людей спортивного телосложения.
  • Геометрические, стилизованные орнаменты.
  • Алюминий, бетон, нержавеющая сталь, стекло, лак, инкрустации, хром
  • Большие поверхности стекол окна и декоративные решетки на окнах (которые, кстати, в то время появились впервые и стали активно использоваться в архитектуре).
  • Контраст цветов и материалов.

Особенности архитектуры

Ар-деко сумел стать одним из наиболее узнаваемых и популярных течений урбанистической архитектуры. Так присущие классическим постройкам плавность и природные линии сменились геометричной строгостью форм, чёткими широкими кривыми, большими площадями, остеклением и сдержанностью в фасадном оформлении. Однако, в то же время в отделке могли использоваться дорогие редкие материалы.

На архитектуру ар-деко немало повлиял и технический прогресс. Так внедрение железобетонных конструкций позволяло создавать внушительного размера помещения без дополнительных несущих опор и перегородок. Теперь стены сооружения могли выдержать основную нагрузку по сохранению прочности конструкции, что давало гораздо большее пространство для планирования интерьера. Сразу после Ар Деко, начали стоить здания в стиле Хай Тек.

Особенно часто ар-деко применялся в строительстве гостиниц, ресторанов, круизных лайнеров и прочих увеселительных заведений. Это направление идеально подходило для создания атмосферы благополучия и изыска.

Особую популярность стиль ар-деко получил в США, где только на Манхеттене находится более 150 небоскрёбов, выполненных в этом направлении. Наиболее типичным примером американского ар-деко выступает Крайслер-билдинг, возведённый по проекту Уильяма ван-Алена. Этот небоскрёб впечатляет не только своими внушительными размерами, но и роскошью авторской идеи. На его вершине располагается 38-ми метровый шпиль. Сама же крыша оформлена в виде семи радиальных сводов, напоминающих узор колёсного диска авто. Облицовка небоскрёба имеет ребристую поверхность, выполнена он из нержавеющей стали, перемежающейся треугольными окнами. Фасад строения украшен треугольными фигурами, располагающимися по углам – эмблема крайслер на уровне 31-го этажа и орлы-горгульи на уровне 61 этажа.

Стиль ар-деко присутствовал и в советской архитектуре сталинского периода. Библиотека имени Ленина в Москве, сталинские высотки, кинотеатр «Москва» в Санкт-Петербурге, ряд станций московского метрополитена по своим художественным и конструктивным тонкостям являются важными примерами использования ар-деко.


Библиотека имени Ленина в стиле ар-деко

Характеристика и особенности стиля

Годы войны и лишений сообщили новому направлению «аппетит» к жизни: жажду познавать, путешествовать, танцевать, заниматься спортом и науками. Новые виды транспорта и туристические маршруты привнесли в одежду обилие этнических, анималистических и экзотических мотивов. Открытия археологов – отсылки к древним цивилизациям. Предшествующий модерн оставил томность и толику вычурности. А изменившиеся политические реалии, борьба суфражисток и феминизм добавили в эту копилку упрощенные и смелые фасоны.

Кадр из фильма «Великий Гэтсби»

Что получилось в итоге? Эффектный и артистичный стиль, которому присущи:

  • дорогие, плотные или полупрозрачные, а также новые для той эпохи ткани.
  • Ручная вышивка, щедрая, замысловатая отделка бисером, стеклярусом, жемчужинами, перьями.
  • Драпировки, складки, воланы, банты, вызывающие в памяти японские кимоно и древнегреческие хитоны, средневековые плащи и арабские тюрбаны.
  • Краски, характерные для самоцветов, драгоценных камней и металлов.
  • Граненые геометрические узоры, ступенчатые линии, зигзаги; фольклорные орнаменты (меандр, пальметта, лотос, зиккурат), спирали, ассоциирующиеся с солнцем.
  • Растительные и животные принты: тропические листья и лианы, пятна ягуара, полосы тигра и зебры.
  • Изысканные украшения из желтого золота и платины с алмазами, черным лаком, эмалью, поделочными минералами. Колье-воротники, сотуары, бусы длиной до пояса. Портмоне, портсигары, мундштуки из нефрита, яшмы, бирюзы, аметиста, слоновой кости и крокодиловой кожи. Пуговицы, запонки, булавки, зажимы для галстука, броши в виде древнеегипетских и майяских артефактов.

Материалы и колористика в стиле арт-деко

Арт-деко тянется к изобилию, блеску и шику, словно растение к свету. Он выбирает бархат и панбархат, парчу, натуральный шелк, шифон, переливчатый атлас, тафту и муар, кружева и гипюр… А также появившиеся тогда, в 20-е годы, трикотаж и вискозу. В туалетах очень часто сочетались разные фактуры, например, соединялись сатин и тюль, креп и меха. Вечерние наряды украшались кружевами, а также ручной вышивкой – ришелье, тесьмой, жгутом, бисером с шелковой нитью.

Любимцы арт-деко – краски густые, интенсивные, драгоценные. Модными считались рубиновый, коралловый, медовый, кобальтовый, бордовый, жемчужный, изумрудный цвет… А в конце 20-х, когда Коко Шанель придумала знаменитое мини-платье, то, наконец, и черный.

Квадрат и куб: Военная академия им. Фрунзе

1 / 5

Военная академия им. М. В. Фрунзе. Фотография 1935 годаИван Шагин / Мультимедиа-арт-музей / «История России в фотографиях»

2 / 5

Военная академия им. М. В. Фрунзе. Фотография 1972 годаРИА «Новости»

3 / 5

Заупокойный храм царицы-фараона Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, Египет. Фотография 2008 годаGetty Images

4 / 5

Этьен Луи Булле. Проект гробницы спартанцев. Вторая половина XVIII векаBibliothèque nationale de France

5 / 5

Этьен Луи Булле. Проект Национального дворца. Вторая половина XVIII векаBibliothèque nationale de France

Москва, пр. Девичьего Поля, 4
Лев Руднев, Владимир Мунц; 1932–1937 годы

В первой половине 1930-х архитекторы во всем мире стремились к монумен­тальности, под­черкивая незыблемость и мощь госкорпораций и коммерческих компаний — основных заказчиков того времени. «Ни одна эпоха не обладала в такой полной мере этим правом на монументальность, как наша», — провозг­лашал советский искусствовед Давид Аркин. Главной архитектурной формой стано­вится куб — наиболее устойчивый объем, символ покоя и порядка. Неслучайно в это время возник интерес к мастабам  Мастабы — погребальные архитектурные со­оружения в Древнем Египте, предшественни­ки пирамид. Древнего Египта, восточ­ным мавзолеям, утопиче­ским проектам «говорящей архитектуры» ХVIII века Клода Николя Леду и Этьена Луи Булле. Стороны куба, квадраты, заполняли поверхности стен, превращаясь в оконные проемы (очерченные выступающи­ми рамками, напо­минавшими классические кессоны  Кессон — классический прием членения по­толка, первоначально — квадратные или пря­моугольные углубления между балками пере­крытий. Со временем приобрели декоратив­ное значение, а в эпоху ар-деко перемести­лись с потолков на стены и фасады.), вентиляционные отверстия на чердаках, декоративные элементы, рельефные вставки. Квинтэс­сенция этого образа — Военная академия им. Фрунзе, спроектированная Львом Рудневым и Владими­ром Мунцем в 1932 году. Архитектор-монументалист Руднев всегда стремился к мощным, массивным объемам, кубическим формам. Став в Москве главным архитектором Наркомата обороны  Народный комиссариат обороны — высшее военное ведомство СССР в 1930–40-х годах., он не только создал стиль своего ведом­ства (помимо академии, Руднев спроектировал два основных здания Нарко­мата), но и выразил основные принципы постконструк­тивизма.

Здесь можно обнаружить и монументальный параллелепипед на мощном цо­коле, расчерченный на клетки окнами-кессонами, и вынесенный отдельно и поставленный асимметрично куб — основание памятника-танка, и квадрат­ные декоратив­ные врезки с рельефными изображениями серпа и молота. Притом что сама структура здания еще сохраняет признаки конструктивизма (разные функции заключены в самостоятельные объемы, выявленные на фаса­дах и в плане), в целом это уже намертво спаянный монолит. Именно в этой амбивалентно­сти — сохранении отчетливо различимой функциональной структуры при усложнении оболочки здания — кроется основной признак советского ар-деко.

Арт-деко — стиль в ювелирном искусстве

Стиль арт-деко (приблизительные границы: 1920-1935)

Ювелирные изделия эпохи арт-деко отражают новые веяния после Первой мировой войны, так называемые ревущие двадцатые, хотя от­дельные украшения , в которых четко прослеживаются следы этого стиля, появились на много лет раньше. Некоторые ранние произведе­ния стиля арт-деко продолжали традиции «старого» арт-нуво и харак­теризовались фигурными и яркими цветочными мотивами, но эта тенденция постепенно сошла на нет, отдаляясь от плавных кривых ли­ний в сторону более четких линий и геометрических форм.

Стиль арт-деко в и нтерьере также часто применялся и пользовался популярностью. Несмотря на то что в большом объеме использовались платина и бриллианты, гораздо чаще стали применяться самоцветы, включая (помимо рубина , изумруда и сапфира ) такие камни, как цитрин, пе­ридот, аквамарин и гранат. Крупные экземпляры этих камней были вполне доступны и, как правило, гранились в квадратных или пря­моугольных «изумрудных» стилях. Также начинается период об­ширного применения жада, кораллов и черного оникса. Украшения периода арт-деко характеризуются геометрическими формами для самоцветов, а также распространением необычных форм для брил­лиантов (трапеция, квадрат, треугольник и полумесяц), которые использовались в качестве боковых камней с крупными бриллиантами или включались в изысканные геометрические узоры.

Другим новшеством этого периода стало использование самоцветов для создания или расширения геометрических узоров. Нередко встречаются рядки черного оникса или небольшие калиброванные граненые самоцветы — квадратные или прямоуголь­ные камни ступенчатой огранки — для создания интересных узоров в контексте более крупного общего рисунка. Создавалось впечатление, что мало кого бес­покоило естественное или синтетическое происхож­дение камней. Учитывая, что найти рубины, сапфиры и изумруды идеально одинаковых оттенков было очень трудно и это отнимало много времени, только лучшие мастера настаивали на использовании исклю­чительно натуральных камней. Отдельные произво­дители менее дорогих ювелирных изделий брали вместо этого синтетический материал.

Принимая во внимание их небольшой размер и незначительную общую массу, самоцвет как структурный элемент был весьма незначительным фактором при определении итоговой стои­мости украшения, но это вовсе не означает, что они натуральные, вне зависимости от подлинности бриллиантов и использования платины. Небольшие откалиброванные камни, обнаруженные во многих изде­лиях периода арт-деко, проданные с аукционов как подлинные, в ито­ге оказались синтетическими

Рассказ о периоде стиля арт-деко был бы неполным без упоминания дома Cartier, влияние ювелиров-дизайнеров которого на все движе­ние арт-деко было огромным. Ведущим мастером дома Cartier в это время был Шарль Жако. Он считается одним из основоположников стиля арт-деко. Его произведения оказали влияние не только на ра­боты Картье, но на всех остальных более или менее значимых юве­лиров того времени. Его интерес к китайской и иранской традиции выражался в использовании преобладавших на тот момент восточ­ных мотивов. Живой интерес к русскому балету (и смелым цвето­вым решениям, свойственным его костюмам и декорациям) вдохно­вил его на использование ярких цветов.

Любовь к Индии и насле­дию махараджи, у которых Cartier приобрел много красивых камней, вдохновила его на создание стиля «фруктовая корзина», в наши дни известного как «тутти-фрутти». А увлечение историей Древнего Египта вылилось в явление, получившее название Египетского Воз­рождения, которое стало, пожалуй, венцом его вклада в ювелирное искусство. Это движение получило сильный импульс к дальнейше­му развитию после обнаружения гробницы Тутанхамона в 1922 г. К ведущим мастерам периода арт-деко относятся такие имена, как Cartier, VanCleef&Arples , Bucheron , Chaumet , Mauboussin, Bolin , Belperron, Mellerio, Георг Дженсен, LaCloche, Templier, Tiffany , Marchak, Джеймс Колдвэлл и Фуке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector