Лепка. все материалы по лепке в средней группе
Содержание:
- Открытое занятие по лепке в средней группе по ФГОС
- Общие правила работы с пластилином
- Идеи поделок — мастер-классы
- Немного пластилиновой истории
- Ход занятия.
- Поделки на основе «колобков»
- Ход занятия
- Что и как слепить из пластилина
- Занятие с пластичным материалом
- Особенности и преимущества лизунов
- Лучшие материалы для лепки
- Чем полезна лепка
- Инструменты
- Польза
- Еда из пластилина
- Цветы к 8 марта
- Как сделать поделку из пластилина?
- Одежда для кукол из легкого пластилина. Мастер-класс
- Ход занятия.
- Преимущества и недостатки материала
- Лепка как тема по самообразованию воспитателя
Открытое занятие по лепке в средней группе по ФГОС
Проведение открытый занятий — часть работы воспитателя. Это не испытательное мероприятие для детей, их уровень подготовки и знаний оцениваться не будет. Воспитатель стремится показать эффективность своей работы. В открытой форме также делятся педагогическими находками, авторскими приёмами подачи материала.
Дети должны быть спокойны, объясните, что незнакомые люди — просто зрители
На занятии могут присутствовать методисты, сотрудники ДОУ, педагоги из других детских садов, студенты и молодые специалисты.
В качестве проверяющих на занятии присутствуют методисты. Оцениваются следующие аспекты:
- Наличие подробного конспекта занятия.
- Тема занятия, её актуальность для средней группы.
- Разнообразие педагогических приёмов и их соответствие особенностям группы.
- Реализация индивидуально-личностного подхода в обучении.
- Поддержание положительного эмоционального фона.
- Использование компьютерных технологий на занятии.
- Достижение поставленных целей и задач.
Методисты оценивают занятие и документацию к нему (конспект, план предварительной работы, приложения)
Подготовка к открытому занятия не отличается от подготовки к любому занятию из планирования. Воспитатель работает с детьми, никогда — ради наблюдателей.
Приготовьте записывающее устройство (камеру или планшет) для видеозаписи занятия. Этот материал можно будет разместить на педагогических порталах.
Общие правила работы с пластилином
Перед тем, как предоставить себе и ребенку поле для деятельности, следует учесть определенные моменты:
- Не стоит экономить на материале. При покупке необходимо внимательно изучить коробку и убедиться, что он не прилипнет к рукам, состав будет безопасным, а сами цвета окажутся яркими и легко смешиваемыми.
- В наборе должен быть специальный нож для резки материала.
Во время работы также надо знать, как правильно лепить пластилином:
- Набор с наибольшим количеством цветов позволит ребенку больше фантазировать. Но если нужного цвета не оказалось — его можно получить, смешав два или несколько кусков разного цвета.
- Не стоит ограничивать фантазию малыша. Лепка позволяет создавать нечто новое, что способно глубоко заинтересовать маленького человека. Не мешайте ему творить, и тогда вы получите благодарный результат.
Идеи поделок — мастер-классы
Варианты где реализовать лепку куча. Ранее мы рассмотрели несколько способов создания чего-то оригинального самодельно. Теперь же изучим более сложные проекты. В создании которых требуется не только больше действий, а также более одного объекта.
Роза
Нам понадобится: розовый и зеленый пластилин и их оттенки, прочная проволока или палочка:
- Лепим центр нашей замечательной розочки. Тоненькие лепешечки соединяем между собой, формируем трубочку;
- К предыдущей заготовке прибавляем сверху лепестки, внахлест;
- С каждым разом масштабность деталей должна увеличиваться;
- За счет того, что у нас есть более одного оттенка розового цвета, внешние лепесточки необходимо сделать темнее, чем внутренние;
- Формируем листочки и стебелек. Маленькую лепешку с двух пар сторон создаем легкий изгиб;
- К стебельку присоединяем палочку либо же проволоку с целью сделать цветок крайне устойчивым.
Ваза с цветами маме
Схема:
- Разминаем кусочки массы до мягкого состояния;
- Скатываем шарик, дальше овал. Среднюю часть продавливаем пальцами и делаем перетяжку;
- Ставим изделие вертикально и придаем ему желаемую форму;
- Нижнюю часть прижимаем к доске;
- Расплющиваем горлышко и вытягиваем вверх. Середину вдавливаем внутрь вплоть до получения полости;
- Поверхность вазочки с особым старанием разглаживаем.
- Скатываем белые маленькие шарики;
- Склеиваем по пять шариков вместе;
- Делаем лепесточки, вдавливая кругловатой частью кисточки;
- Присоединяем стебельки;
- Добавляем на кромку горлышка жгут белого цвета.
Шкатулка
Нам потребуется: картон, вишневый, салатовый и другие вариации цветовой палитры:
- Из картона формируется коробочка с крышкой;
- Осуществляется разграничение разного цвета карандашом. На самой коробочке четыре яруса, на поверхности крышки три круга;
- Всякий ярус наполняется шариками идентичного цвета;
- Внизу первого яруса приклеиваются фрагменты, которые за счет выхода за пределы формы будут создавать основание;
- С боку граница крышки наполняется шарами вишневого цвета;
- В центре крышки помещаем светло-зеленый жгут;
- По бокам лепим цветы. Можно сделать чисто комок.
Домики для кукол
Рассмотрим каменный домик. Материалы: пластилин коричневого, каменного цвета:
- Формируем имитацию укладки. Выделяем расстояние между камнями зубочисткой;
- Укладываем на домик бруски из пластилина. Оставляем открытой местность около проемов для дверей и окон;
- Изготавливаем коричневую «черепицу». Лепим элементы на скаты кровли с маленьким перекрытием;
- Заготавливаем тоненькие полоски, приблизительно 5 миллиметров для оконных и дверных мест;
- Устанавливаем на крыше дымоотвод;
- Формируем крыльцо, сверху козырек.
Спиральные картины
Спроектируем имитацию фантастического фона поверхности планеты:
- За основу берем картонный материал;
- Придаем основе желтый окрас и закрепляем кратеры;
- Скатываем синие жгутики и плотно закрепляем на основе;
- Изготавливаем фигуру космонавта из расплющенных пластин белого цвета.
Котенок в корзине
Требуется: краска акрил, бесцветный лак, кисть и стека, любой воздушный пластилин:
- Сперва разработаем корзинку.
- Раскатаем массу в длинную колбаску, переплетаем ее.
- Складываем жгут в плоский рулет. Получается корзинка.
- Для ручек повторяем выполненные действия. Жгутики закрепляем к нижней части, ненужное убираем.
- Соединяем два шарика из белого цвета.
- Один с формой конуса, другой расположен на кончике конуса.
- Добавляем на тело треугольные ушки, пару лапок и хвостик.
- Пальчики прорезаем стекой, личико рисуем акрилом.
- Для блеска покрываем поделку бесцветным лаком.
Брелок в виде банана
- Необходимо: насыщенная и светло-желтая масса, специальное ушко для брелка.
- Схема:
- Катаем колбаску из светлой массы, придавая немножко загнутый вид;
- Насыщенную массу тонко раскатываем и вырезаем три овала;
- Крепим к мякоти, внизу фиксируем;
- Банан готов. При желании можете нарисовать ему лицо и получится мультяшка.
В заключение статьи о прекрасном создании человечества хочется рассмотреть как же создать воздушный пластилин в домашних условиях. Довольно-таки просто:
- Требуется смешать водичку и крахмал. Воду необходимо добавлять до тех пор, пока изготавливаемое вещество не станет вязким.
- После вводим соду, помешивая массу и отправляем прогреваться на плите.
- Выжидаем чтобы вещество приняло нужные свойства.
Теперь вы знаете как творить чудесные поделки без приключений по магазинам.
Немного пластилиновой истории
Пластилин в том виде, в котором мы знаем его сейчас, был изобретен в Англии более ста лет назад учителем искусства Уильямом Харбуттом. Он искал простой в использовании модельный материал, и конечный продукт был результатом многих экспериментов.
Взрослые художники, как и шесть детей Уильяма влюбились в «глину, которая никогда не высыхает». Новый материал так вдохновил детей, что уже через некоторое время дом наполнился пластилиновыми замками и крепостями, моделями лодок и кораблей, различными фигурками животных и людей, и целыми фрагментами баталий.
С тех пор миллионы упаковок пластилина были использованы художниками, архитекторами, инженерами и, конечно, детьми во всем мире.
С помощью пластилина создаётся практически всё – от макетов зданий и автомобилей до моделей космических скафандров, от дизайна самолетов до копий скульптур. Но главное применения пластилина, конечно же, детские поделки из пластилина своими руками.
Ход занятия.
Спросить у детей, кто из них какие игрушки любит.
Наиболее интересные и доступные для изображения игрушки обсудить, решить, какие
можно использовать способы лепки. Поощрять интересный замысел, следить за использованием правильных, разнообразных способов создания изображений.
В конце занятия полюбоваться всеми работами, выбрать наиболее интересные, обратить внимание детей на их красоту и выразительность. Физкультминутка. Физкультминутка
Физкультминутка
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Игры детей с игрушками.
«Овощи на тарелке»
Программное содержание. Учить детей лепить с натуры сложные по форме овощи разных размеров, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы, характерных для тех или иных овощей. Учить подбирать в процессе работы нужный цвет пластилина, размер поделки. Закреплять умение лепить тарелку на основе пластилинового шара.
Материал. Муляжи овощей,сложных по форме: баклажан, перец, свекла, репа и т. д. Пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).
Поделки на основе «колобков»
- Снеговик. Катаем три колобка, которые затем аккуратно слепляем между собой. Стекой делаем глаза, рот. Нос можно сделать стекой, а можно с маминой помощью слепить нос-морковку.
- Неваляшка. Катаем два шарика и слепляем их между собой. Отдельно катаем два маленьких колобочка и прицепляем их по бокам в качестве рук.
Гусеница. Катаем небольшие шарики – столько штук, насколько хватит терпения. На мой взгляд, лучше всего лепить гусеницу вдвоем: несколько шариков слепит малыш, несколько – мама, а потом объединить все вместе. Лицо делаем стекой. По желанию прикрепляем рожки.
Новогодняя елка. Эту поделку я упоминала раньше в статье «Новогодний адвент календарь». Для поделки понадобится шишка, именно она и будет елкой. Игрушками на нашей елке будут маленькие пластилиновые шарики, или просто кусочками отщипанного пластилина. В конце занятия мама закрепляет елку на пластилиновом основании, чтобы все могли ею любоваться в преддверии праздника.
Колобок. Колобка малыш, конечно, катал уже не раз. На этот раз предложите ему сделать все мелкие детали из подручных средств. Например, у нашего колобка глаза и нос из гороха, ноги – из фасоли, шляпа – из пуговицы.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята,а вам письмо: От кого же оно? Давайте откроем и узнаем, что в нем (распечатываю, достаю лист бумаги, читаю):
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Скоро наступит новый год. Мой верный друг снеговик привезет к вам в зал пушистую елку. Приготовил я вам игрушки на елку, да вот налетела злая вьюга и разбила все игрушки. Чем же сейчас украсить елку? Ребята, помогите, сделайте игрушки для новогодней елки. Заранее вас благодарю. Ждите меня на праздник.
Ваш Дед Мороз».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Деду Морозу?
Дети: Да.
Воспитатель: А чем можно нарядить елку?
Дети: Игрушками, хлопушками, гирляндами…
Физкультминутка
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что раньше был такой старинныйобычай изготавливать самодельные игрушки: хлопушки, рыбки из яичной скорлупы, звезды из фольги, домики, избушки, гирлянды…
Давайте и мы тоже украсим елку самодельными игрушками.Для этого нам понадобятся: плоский шар на веревочке, цветное тесто, бисер, бусинки, колпачки, стеки и ваша фантазия.
Дети приступают к работе.
Что и как слепить из пластилина
Из пластилина можно слепить практически всё, особенно если к занятиям подключаются взрослые. Ребенку, который только учится лепке, можно предложить сделать несложную фигурку, например улитку или змею в пятнышках. Более опытным в лепке детям, можно слепить разноцветного петушка, мышку или розочку.
Из пластилина можно сделать целый зоопарк, сад, лес и много чего другого. Для этого необходимо правильно подобрать цвет пластилина, разомнуть его руками, сформировать нужные кусочки и собрать их в задуманную фигурку. Лепка покажется более увлекательной и легкой, если к этому процессу подключаются родители или старшие братики и сестрички.
Какими бы легкими небыли поделки из пластилина для детей, лепить их лучше всей семьей. Такое совместное занятие способно не только создать позитивную атмосферу в доме, оно ещё может значительно сблизить всех членов семьи.
Занятие с пластичным материалом
Видеоканал Super Roditeli обучает малышей (от 1 года) и их родителей основам взаимодействия с пластичными материалами. Блогер использует специальный состав и соленое тесто домашнего изготовления. Необходимо познакомить маленького мастера с пластикой и рассказать, для каких целей используется, после чего можно переходить к практике. Первый шаг – разминание, второй – отщипывание, третий – прикрепление деталей, четвертый – скатывание шарика, пятый – лепешки пальчиком или ладошкой, шестой – колбаски, а из них – колечки. Колбаски нарезаются стекой на части. Сначала помогают взрослые, потом ребенок тренируется сам.
Особенности и преимущества лизунов
Слайм – это не только весело и красиво, но и полезно. Детские врачи говорят, что игра со слаймом развивает мелкую моторика и координацию движений. А еще они могут развить творческое мышление, ведь из лизунов можно делать фигурки. Лизунов ещё называют «антистресс-игрушками» или хэндгамами. Некоторым они помогают успокоиться, снять раздражение и тревожность.
Польза от слаймов есть не только детям, но и родителям.
- С их помощью можно делать уборку: слайм собирает на себя пыть. Потом его достаточно промыть под струёй воды.
- При травмах рук хэндгам поможет размять и восстановить мышцы.
- Говорят и об общей пользе массажа рук для здоровья.
В чём «фишка» слаймов из пластилина? Вот их особенности:
- такие слаймы способны хорошо сохранять заданную форму;
- детям интересно делать фигурки из таких лизунов;
- с мягким пластилином легко работать;
- он не прилипает к рукам;
- слаймы из твердого пластилина получаются более упругими;
- пластилиновые лизуны имеют тягучую структуру.
Почему лизуны из пластилина это классно?
Изготовление слайма – увлекательный процесс. Вы сами можете выбрать цвет, свойства и размер слайма. Рекомендуем заниматься изготовление лизуна вместе с ребёнком: вы интересно и полезно проведёте время, общаясь и развивая фантазию. Включите воображение: в слайме можно смешать разные цвета, добавить бусинки, блёстки, светящуюся краску.
Это безопасно. При изготовлении домашнего лизуна вы точно будете знать, что входит в состав
Такую игрушку не страшно дать ребёнку.
Внимание: всё же не оставляйте ребёнка без присмотра. Следите, чтобы он не проглотил кусочки слайма
Это экономно
При домашнем изготовлении вы сможете за ту же цену сделать не один, а несколько слаймов. Вам не придётся каждый раз покупать нового лизуна, если ребёнок потерял его или слайм испортился.
Это доступно. Ингредиенты для лизуна легко можно найти в магазинах.
Такие лизуны не пачкают руки.
Лучшие материалы для лепки
Пластилин Луч Классика 12 цветов
- количество цветов: 12 цв.;
- вес 240 г;
- с инструментами для лепки.
Один из самых доступных вариантов привычного пластилина. Выпускается фирмой «Луч». При своей низкой цене пластилин не слишком липнет к рукам, неплохо держит форму. Тот, кто называет его твердым, просто не держал в руках советского глиняного пластилина.
Плюсы:
- большое разнообразие цветов;
- хорошо держит форму;
- низкая цена.
Минусы:
все же требует предварительного разминания.
LORI Домашняя песочница
- фасовка: от 100 г до 1 кг;
- количество цветов: 1.
Родители могут приобрести как набор из разных цветов, так и большое ведро одного цвета, из которого малыш сможет строить замки, куличики и вообще предаваться тем же занятиям, как и в уличной песочнице, даже глубокой зимой.
Плюсы:
- низкая цена;
- разнообразная палитра
- возможность выбора фасовки.
Минусы:
требует замены через несколько месяцев игры.
Масса для лепки JOVI для моделирования, 250 г, белая
- количество цветов: 1 цв.;
- вес 250 г.
Брусок пластичной массы, которая отлично подойдет для реализации творческих замыслов детей постарше. Школьники будут от нее в восторге: сделать поделки для уроков труда или изобразительного искусства не составит труда, если применить фантазию.
Спустя время, масса высыхает на воздухе, так что созданные произведения могут храниться продолжительное время.
Плюсы:
- отлично держит форму;
- после высыхания может долго храниться;
- подходит для скульптурной лепки.
Минусы:
не подходит для детей младше трех лет.
Полимерная глина ЦВЕТИК
- количество цветов: 12;
- свойства: запекается.
Качественная полимерная глина используется многими мастерами, создающими декоративные украшения. Пластика от Цветика – доступный вариант, который отлично послужит в качестве развлечения малышам, и как материал для поделок детям постарше. После запекания в духовке масса твердеет и напоминает изделия из натуральной глины.
Плюсы:
- запекается в обычной духовке;
- стоит недорого;
- разнообразие цветов.
Минусы:
при нарушении температурного режима может пойти трещинами.
Масса для лепки Play-Doh
- количество цветов: 5 цв.;
- вес 280 г;
- с инструментами для лепки, формочками.
Масса для лепки от фирмы Hasbro стоит дорого, но отличается натуральным составом и интересными наборами.
Это не просто пластилин в баночках, но и полный набор сопутствующих аксессуаров, которые превращают игру в сюжетно-ролевую. Правда, благодаря известности этого продукта, под него очень много подделок.
Плюсы:
- натуральный состав;
- сюжетно-ролевая комплектация;
- отличные свойства продукта.
Минусы:
высокая цена.
Лепка – это интересное и очень полезное занятие для детей любого возраста. И, если малыши развивают с помощью кинетического песка или пластилина мелкую моторику и ловкость рук, то дети повзрослее смогут в полной мере реализовать свой творческий потенциал.
Чем полезна лепка
Лепка — один из наиболее доступных видов творчества для детей начиная с самого маленького их возраста. Уже с двух лет можно использовать специальное мягкое тесто для лепки или сделать своими руками соленое тесто для этих целей.
Детям постарше пластилин помогает воплощать во что-то конкретное свое видение мира и представления о нем. Ребенок не только создает что-то, но и трогает это, меняет при желании и получает совершенно новый результат. Кроме того, в дальнейшем можно ставить даже маленькие спектакли с получившимися игрушками. А значит, ребенок сможет придумывать не только конкретные образы, но и целые сюжеты с ними.
Итак, во время лепки из пластилина можно развивать:
- сенсорную чувствительность, которая включает восприятие веса, размера, формы и фактуры предметов;
- мелкую моторику рук;
- образное мышление и фантазию;
- синхронизацию работы обеих рук;
- усидчивость, способность планировать свою деятельность, чтобы достичь конкретного результата, анализировать и по мере необходимости изменять получившуюся фигурку.
Все эти навыки и умения обязательно пригодятся ребенку при обучении в начальной школе.
Инструменты
Обычно наборы с пластилином комплектуются пластмассовыми ножами для резки. Дети постарше легко с ними справляются при нарезании нужных кусочков. А вот малышам до 3-4 лет ножи нелегко даются
Поэтому важно показать, какой стороной следует отрезать кусочек, как давить и как держать пластилин
Также полезным может быть скребок, кусочек фанеры или просто любая пластмассовая пластинка, например, школьная линейка. С ее помощью можно придавать пластилину самую разнообразную форму, например лепить конусы или пирамидки. Лучше всего использовать пластинки из прозрачного пластика, чтобы лучше было видно, какая форма получается.
Польза
В большинстве стран уроки лепки– неотъемлемая часть образовательного процесса детей. Чаще всего занятия присутствуют в детских садах, чтобы обучать малышей с раннего возраста творчеству и абстрактному мышлению. Путем исследований было выявлено, что упражнения с пластичной массой развивают:
- Мелкую моторику рук.
- Концентрацию внимания;
- Координацию движений.
- Мыслительный процесс.
- Усидчивость.
- Познавательную активность.
- Память
- Творческий потенциал.
Пластилин оказывает релаксирующие и успокоительное действие. Во время занятий с ним малыш не отвлекается на внешние раздражители (телевизор, гаджеты и т.д.), а значит его головной мозг отдыхает от бесконечного потока информации на экранах.
Еда из пластилина
Очень интересно создавать из несъедобного материала съедобные предметы. Главное — не перепутать и не дать ребенку откусить кусочек слишком реалистичной яичницы или яблока.
Хот-дог
Сделайте из светло-коричневого кусочка толстую лепешку и слегка сверните её. Внутрь кладется тонкий зеленый пласт, жгутик красно-бордового цвета, а сверху — небольшая “колбаска” горчицы из желтого материала. Готово!
Банан
Смешайте один к четырем желтый и белый, скатайте небольшую колбаску с мягкими кончиками, сделайте из желтого цвета три лепестка кожуры. Прикрепите по сторонам и смажьте места соединения.
Оранжевый шарик слегка разделяется, будто на дольки зубочисткой, верхушка украшается зеленым корешком.
Батон
Вытянутую колбаску светло-коричневого цвета в трех местах придавите зубочисткой. Для эффекта румяной корочки можно чуть смазать верхушку более темным коричневым материалом.
Круассан
Понадобится специальный нож. Хорошенько раскатайте кусок коричневого цвета и вырежьте из “теста” продолговатый в длину треугольник. Начните его заворачивать внутрь с широкой стороны до самого конца.
Цветы к 8 марта
Эту поделку первоклассники будут выполнять с особым старанием. Подарок для мамы к женскому дню получится очень красивым.
Потребуется:
- Диск компьютерный;
- Пластилин красного и зеленого цветов;
- Стек.
Лепим розу. Кусок красного пластилина раскатаем в жгут, его расплющим в полоску и ее скатаем как улитку. Вылепим три лепешки тоже красного цвета. Прилепим их вокруг «улитки». Бутон готов.
Листочек вылепим из зеленого пластилина. Скатаем жгут и расплющим его так, чтобы самый широкой была середина. Прожилки прорисуем стеком.
Розу прикрепим к диску. Рядом с ней расположим еще два красных диска. В них продавим круглые отверстия.
Осталось вылепить еще пару лепестков, и композиция готова.
Как сделать поделку из пластилина?
Все очень просто! Попробуйте для начала создать несложную фигурку кошечки. Использовать мы будем обычный отечественный пластилин.
Следуя поэтапной инструкции, вы убедитесь насколько это легко и весело:
- изначально вам необходимо определиться с выбором цвета кошечки. Выберите брусок пластилина необходимого цвета;
- для создания туловища кошечки, оторвите и раскатайте кусок пластилина необходимого размера, придав ему овальную форму;
- сделайте меньший по размеру шар того же цвета, чтобы сформировать голову. Поместите его на верхнюю часть тела;
- из четырех небольших шариков раскатайте колбаски, чтобы сделать лапы! Поместите их в нижней части туловища кошечки;
- сделайте два маленьких розовых треугольника, и прикрепите их к голове. Как вы догадались – это будут ушки;
- далее, раскатайте пластилиновую колбаску, чтобы создать хвост. Можно сделать его такой длины и формы, какой вы пожелаете;
- из двух крохотных шариков получатся замечательные глазки, а из шарика побольше выйдет кошачий нос;
- ну и напоследок можно украсить вашу кошечку разноцветными полосками на спине. Мяу! Кошечка готова!
Это, конечно, простейшее, что вы можете создать из пластилина за несколько минут. Для лепки более сложных фигур вам, возможно, потребуется пройти специальный мастер-класс. Все это, безусловно, будет зависеть от ваших желаний в творчестве. Прекрасное не имеет границ!
Одежда для кукол из легкого пластилина. Мастер-класс
Поделки из легкого пластилина (поэтапно совсем несложно следовать плану по их созданию) всегда получаются очень красивыми и долговечными. Весьма интересной работой является лепка наряда для куклы Стар Баттерфляй.
Для его создания понадобятся:
- упаковка разноцветного легкого пластилина;
- маленькие ножницы;
- доска для лепки;
- пластмассовый скальпель.
Алгоритм действий следующий:
- Лепка колготок. Для этого необходимо взять кусок размягченного фиолетового пластилина и сформировать из него 2 прямоугольника по длине от начала бедер куклы и до середины икр. Этими деталями обматывают одну, а потом вторую ноги, отрезая ненужные куски. Далее из кораллового пластилина лепят узкие полоски, которые накладывают на получившиеся колготки, чтобы создать видимость полосатых. После этого куклу обматывают вокруг талии прозрачной пленкой, чтобы одежда не слипалась между собой.
- Создание юбки. Из бирюзового пластилина лепят заготовку, вырезая ее скальпелем из раскатанного полотна продукта. Получившейся деталью обматывают куклу вокруг талии, поверх пленки, нанесенной ранее на колготы. Из маленьких пластилиновых кружков белого цвета создают рюш, приклеивая их к подолу юбки с обратной стороны так, чтобы были видны только их половинки.
- Сбор верха платья. Подготовленные заготовки спинки и переда прикладывают к телу куклы, сзади и спереди, соответственно, подгоняя детали по размеру. Все ненужное удаляется скальпелем или вырезается.
- После этого приступают к рукавам: заготовки для них так же прикладывают к телу игрушки и формируют, как необходимо. Рюш на этих деталях платья делают из половин кружков белого цвета, которые приклеивают поверх низа обеих деталей. Воротник так же лепят из белого пластилина и прикрепляют его к горловине.
-
Заканчивают работу украшением переда лифа платья маленьким осьминогом из розового пластилина. По желанию можно вырезать из желтого продукта для лепки звезду и приклеить ее на юбку сбоку.
Из легкого пластилина можно сделать множество подделок. Наряды для кукол также делают из этого материала.
- Из малинового пластилина можно также слепить ободок для куклы по имени Стар Баттерфляй. Для этого берут кусок материала, раскатывают его в длинный тонкий цилиндр, после чего деталь приминают пальцем и сгибают по форме головы игрушки, чтобы она стала похожа на обруч. Из двух небольших кусочков малинового оттенка формируют также рожки, которые прикрепляют к ободку.
- Для создания обуви берут фиолетовый пластилин, тонко раскатывают его и вырезают из этого два прямоугольника, которыми потом обматывают ноги кукле от конца колготок до стоп.
- Из белого пластилина лепят танкетки для кукольной обуви. Эти детали, прикрепленные к ступням, также можно эффектно украсить с помощью тонких черных пластилиновых полосок. Их следует приклеить на танкетки в форме зигзага.
- Из маленьких белых кусочков делают рожки и глазки, которые потом прикрепляют к носкам и нижним бокам обуви соответственно.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, когда я сегодня утром шла на работу, около нашей группы я увидела гостью, и она хочет с вами познакомится, а вы хотите?
(Ответы детей)
Воспитатель: Я вам сейчас загадаю загадку, а отгадав ее, вы узнаете кто же к нам пришел в гости. Готовы? (Ответы детей)
Воспитатель: Вот со странностями птица –
Посудите,впрямь чудна:
Днем спокойно отоспится,
Ночью – бодрствует она! А зовут ее!
(Педагог вносит куклу бибабо Сову. И знакомит детей с ней.)
Воспитатель: Ребятки, а ведь Совушка, к нам не просто так прилетела, у них в лесу приключилась беда. Весь день был сильный ветер, он посрывал все кормушки в лесу и птички оставшись без еды, разлетелись кто куда. И наша Совушка осталась одна, без друзей. И она просит у нас с вами помощи. Поможем ей?
(Ответы детей)
Воспитатель: Совушка не переживай, мы с детками поможем тебе. Ребята, давайте слепим друзей для нашей Совушки. Но сначала угадайте, кого мы будем лепить!
Воспитатель: Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок —
Получается прыжок.
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это воробей. Давайте теперь рассмотрим воробья. Какой он? Что у него есть? (Ответы детей)
Воспитатель: Да,у птиц есть: туловище, шея, голова, на голове клюв, хвостик, крылья, лапки.
Воспитатель: Давайте ребятки представим, что мы с вами птички. Выходите скорее все ко мне. (Проводится музыкально-подвижная игра «Воробушки», дети выполняют движения по тексту)
Воспитатель: Отдохнули немного? (Ответы детей)
Воспитатель: А теперь, давайте сядем за столы. Садитесь поудобнее. И смотрите внимательно, я вам буду показывать, как правильно лепить птичек.
Берем брусок пластилина и делим его на две части. Когда разделили, один кусок кладем на дощечку это будет туловище птички. А второй брусок мы делим еще на две части (одна поменьше, другая – больше, из одной части (поменьше) пластилина сделаем голову, а из второй – крылышки и лапки.
Кладем эти два брусочка пластилина тоже на дощечку. Теперь мы берем большой брусок пластилина и начинаем делать туловище, для этого мы раскатываем его в толстую колбаску. Когда раскатали, теперь пальчиками вытягиваем из туловища шею с одной стороны, а с другой стороны хвостик. Когда сделали туловище, берем маленький брусочек пластилина и раскатываем голову. Голову сделали. Теперь нам надо голову прикрепить к шее птицы (способ примазывания).
Берем последний брусочек пластилина и делим его на три части, из одной мы делаем лапки, раскатываем, круговыми движениями. Когда вы его раскатаете, у нас должен получится маленький овал, и ставим на него нашу птичку, это и будут лапки.
Теперь берем еще один маленький брусочек, раскатываем его, у нас должен получится еще один овал, а теперь сплющиваем этот овал, вот и готово наше первое крылышко. Точно так же поступаем с последним брусочком, готово второе крылышко.
Воспитатель: Вот мы с вами и слепили птичку. Как вы думаете, чего не хватает у нашей птички?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, нашим птичкам не хватает клюва и глаз. Клювик мы с вами сделаем из семечек, а глазки – из бисера. Посмотрите, моя птичка готова. Но вдвоем им с Совушкой будет скучно! Давайте слепим много подружек нашей Совушке. Берите себе пластилин и можете начинать лепить.
(В процессе работы педагог наблюдает за детьми, и по мере необходимости подходить оказывает помощь ребенку.)
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, сколько мы слепили друзей для нашей Совушки. Теперь ей не будет скучно в лесу. Посмотрите какая кормушка есть у меня, она для того чтобы Совушка смогла их всех забрать. Подходите и расставляйте своих птичек.
Преимущества и недостатки материала
Плюсы:
- Много различных цветов.
- Быстро застывает на воздухе. Его можно не запекать.
- Легкий и мягкий, не нуждается в предварительной подготовке. Даже маленький ребенок без труда его разомнет.
- Хорошо растягивается.
- Не прилипает к рукам.
- Без запаха.
- Легко формируется. Лепить из него можно разнообразные фигурки и он отлично держит форму.
- Плавающий. Очень забавно с поделками из него играть на воде.
- Засыхает уже через час. А полностью застывает спустя сутки.
- Готовые фигурки несколько отличаются от обычных пластилиновых поделок легкостью.
- Изделия сохраняются на протяжении долгого времени.
- Фигурки можно сделать, сочетая несколько цветов.
Минусы:
- Мягкий. Это и минус в том числе, когда дело касается лепки более мелких деталей. Это намного сложнее сделать.
- Быстро засыхает, если оставить его на столе и ничем не прикрыть. Тогда лепка из него возможна после некоторых манипуляций.
Лепка как тема по самообразованию воспитателя
Затрагивая все направления процесса образования в детском саду, творческий вектор, в том числе и лепка, входит в перечень тем по самообразованию педагога. Этот блок позволяет глубже изучить возможности лепки для осуществления учебно-воспитательных целей дошкольного образования, так как данный вид изодеятельности:
- разнообразен в видах и техниках;
- вводится в практику работы с детьми с первой младшей группы;
- универсален для использования на уроках любых направлений образовательного процесса;
- помогает решать целый комплекс учебно-воспитательных задач.
Схема проработки темы включает 3 уровня:
- теоретический (выбор темы и составление перечня методической литературы по ней);
- практический (осуществление практической деятельности на основании изученной теории);
- отчётный или итоговый (составление фото, видео и печатных отчётов о деятельности).
Среди примерных тем по лепке можно назвать:
- Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами лепки.
- Творческое рассказывание в детском саду на основе сюжетной лепки.
- Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду: пластилинография.
- Развитие мелкой моторики у детей в изобразительной деятельности (лепке).
- Нетрадиционные материалы в лепке (тесто) как средство художественной выразительности детей.
Занятия продуктивной деятельностью требуют от педагога высокого уровня не только методической, но и практической подготовки
Методическая литература по лепке в помощь педагогу
Чтобы облегчить процесс подготовки занятий и почерпнуть интересные идеи для объёмных поделок, а также наметить план разработки темы по самообразованию, педагогу будет полезно ознакомиться со следующими пособиями:
- Алексахин Н. Учимся лепить и расписывать. // Дошкольное воспитание. 1994, № 9. С. 23–27.
- Антипова М. А. Солёное тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. — Ростов н/Д: Владис, 2008.
- Вайнерман С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. — М.: Педагогика, 2002.
- Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий. — М.: Скрипторий, 2008.
- Грибовская А. А. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2–7 лет. — М.: Сфера, 2010.
- Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. — М.: Скрипторий, 2003.
- Коссаковская Е. А. Лепка в детском саду. — М.: Учпедгиз, 1961.
- Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. — М.: Карапуз, 2004.
- Лыкова И. А. Пластилиновый ёжик. Азбука лепки. — М.: Карапуз, 2005.
- Полозова Е. В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. — Воронеж: 2009.
- Халезова Н. Б. Лепка в детском саду. — М.: Просвещение, 1986.
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. — М.: Титул, 2003.
- Шницкая И. О. Аппликация из пластилина. — М.: Феникс, 2008.
Лепка в системе образовательного процесса ДОУ занимает важное место, так как позволяет реализовывать ключевые цели работы с детьми. А при этом ещё и очень нравится самим дошкольникам. Создание пластичных объёмных фигурок приобщает их к таинству создания игрушек, а значит, погружает в мир фантазии, сказки и даёт возможность почувствовать себя настоящими волшебниками
Создание пластичных объёмных фигурок приобщает их к таинству создания игрушек, а значит, погружает в мир фантазии, сказки и даёт возможность почувствовать себя настоящими волшебниками.