Шпаргалка

Содержание:

Умные сочетания цветов: как создается оптическое впечатление?

Интерьер должен основываться на умелом и продуманном сочетании цветов — на основе сходства или контраста. Начиная комбинировать цвета, стоит помнить несколько проверенных правил. Расставляя пространство предметами случайного цвета, мы неожиданно можем создать специфическое оптическое впечатление. Если они подчеркивают характер интерьера и положительно влияют на настроение домочадцев — отлично. Еще хуже, когда они беспокоят или заставляют вас чувствовать себя некомфортно.

Какие оптические впечатления можно получить, комбинируя цвета?

Оптическое увеличение пространства

Окрашивание стен в яркий цвет, обставление интерьера светлой мебелью или добавление светлых и гладких тканей сделают пространство больше, чем оно есть на самом деле. Естественный свет, падающий через окна, хорошо отражается на белых поверхностях, освещая интерьер.

Визуальное уменьшение и опускание комнаты

Выбор более темных цветов для стен или мебели более темных оттенков будет хорошо работать в большом пространстве, которое планируется оптически уменьшить. Комната с преобладанием черного кажется меньше и теснее, чем есть на самом деле.

А натуральный цвет дерева приятно согревает интерьер. Если не переборщить с количеством дерева и деревянных аксессуаров, пространство только выиграет. Цвет дерева отлично подходит как для маленьких, так и для просторных помещений. Комната, в которой преобладает натуральный цвет дерева, кажется теплее и уютнее.

Оптическое увеличение и осветление комнаты одновременно создают ощущение нежного охлаждения. Но это еще не все — правильное сочетание цветов может оптически изменить размер интерьера. Комната, в которой решающую роль играет белый, синий или легкий серый, будет казаться больше и холоднее. Ощущение прохлады вызывает белый цвет, но теплые бежевые акценты уменьшают это ощущение.

Оптическое опускание потолка

В высоких помещениях (например, квартирах в многоквартирных домах или офисах) используют натяжные потолки или подвесные потолки из гипсокартона, чтобы опустить потолок. Покраска поверхности в темный цвет или установка темных шкафов или панелей принесут аналогичный визуальный результат. 

Это, конечно, недооцененное решение, но намного дешевле. Если вы используете эту обработку в неподходящем помещении, вы можете изменить его пропорции и визуально исказить пространство — вопреки ожиданиям, эффект будет плохим.

Визуальный хаос — когда подбор цветов идет не так

Цвета следует сочетать с умеренностью — слишком большое скопление цветов создает впечатление хаоса и беспорядка. Даже если использовать сочетание цветов на основе контраста, но добавить разные оттенки дерева, мебель разных эпох, красочные однотонные и узорчатые ткани и неподходящее освещение, мы получим визуально неприятный эффект. Таким образом можно только разрушить потенциал интерьера. Намного лучший результат вы получите, если совместите белые стены с яркими аксессуарами.

Цветовой круг

Если спектр свернуть в виде трубки, то полученная фигура будет носить название цветовой круг (рис. 1). С помощью цветовго круга удобно подбирать цвета и манипулировать ими. Круг имеет два основных параметра — оттенок и насыщенность. Оттенок измеряется в градусах, как это ни звучит странно. Ноль и триста шестьдесят градусов соответствует красному цвету, от него и идет отсчет. Насыщенность обозначает видимую яркость, или интенсивность цвета.

Рис. 1. Цветовой круг. А — оттенок; Б — насыщенность; В — яркость; Г — оттенок

Более удобней описать особенности цветового круга с помощью окружности, поделенной на шесть равных сегментов (рис. 2).

Рис. 2. Цветовой круг, применяемый в дизайне

Цвета красный, зеленый и синий называются основными. Желтый, голубой и пурпурный —дополнительными или комплиментарными цветами. Вообще-то, правильней использовать английские названия цветов, поскольку в русском языке нет аналогов для описания нужных цветов. Поэтому, по общему соглашению, цвет, который скорее напоминает фиолетовый, принято называть пурпурным.

С цветовым кругом, представленным на рис. 2, связаны следующие особенности:

  • цвета расположенные напротив друг друга являются контрастными. При их смешивании получается белый цвет;
  • любой цвет можно получить смешиванием близлежащих к нему цветов. Так, желтый цвет получается при сложении красного и зеленого.

Выбранное сочетание цветов на цветовом круге для своего гардероба будет удачным если

Будут дружить:

  1. ЦВЕТ
  2. ФАКТУРА, на которую нанесен цвет
  3. ЧЕЛОВЕК, который будет это носить

Теперь понятно почему составленные по цветовым правилам красивые сочетания, отлично смотрятся на бумаге, на экранных картинках, но в реальной жизни не на той фактуре и (или) без учета цветового типажа человека будут портить вид! Образ может выглядеть грубо и довольно дешево. Даже мягкие, несложные контрасты (по прямоугольнику из схем на круге Иттена) при несоблюдении фактур и своего цветотипа будут смотреться неестественно, больше похожей на одежду для статичной фотографии «ради искусства».

Продолжение в следующей статье.

А если хочется просто использовать свои безупречные цвета и схемы их сочетания — у нас есть что вам предложить!

Как правильно сочетать цвета в одежде

Существуют три схемы, как правильно сочетать цвета в одежде:

  • Ахроматическая
  • Монохроматическая (однотональная)
  • Контрастная (комплементарная)

Ахроматическая схема предполагает использование черного, белого и серого цветов — и получаются проверенные временем, самые красивые классические сочетания цветов в одежде. Выбор ахроматического наряда гарантирует элегантность, выразительность, безупречность вкуса. Но не спешите спрятаться за эту ширму.

Во-первых, невозможно всю жизнь проходить в черно-белом, если только не поставить задачу попасть в Книгу рекордов Гиннесса.

Во-вторых, все-таки подобный вариант на все случаи жизни — для лентяек или трусих.

В-третьих, если вы признаете за собой грехи — леность и чрезмерную осторожность, то получите бонус за приверженность черно-бело-серой гамме-поскольку эти три цвета прекрасно сочетаются со всеми цветами, вы, таким образом, имеете замечательный плацдарм для наступления на свою робость. Начинайте же свои эксперименты, добавляя к излюбленным сочные, яркие цвета — в том числе и аксессуары.. Монохроматическая схема — это когда используют только один цвет, правда, во всем разнообразии тонов, от самых светлых до самых темных

Модная монохромная палитра сочетания цветов в одежде создает ощущение уравновешенности, единства образа, законченности. При таком подходе можно добиваться очень большой выразительности, эффектности

Монохроматическая схема — это когда используют только один цвет, правда, во всем разнообразии тонов, от самых светлых до самых темных. Модная монохромная палитра сочетания цветов в одежде создает ощущение уравновешенности, единства образа, законченности. При таком подходе можно добиваться очень большой выразительности, эффектности.

Комплект в оранжевом цвете (рыжий, морковный, апельсиновый, медовый, янтарный от желтого до коричневого) создаст впечатление энергичности.

Мистически настроенные особы могут погрузиться в мир фиолетового цвета (лиловый, фиалковый, лавандовый и сиреневый).

Бирюзовый, салатовый, аквамарин, изумрудный, оливковый, горчичный — для приверженцев зеленой гаммы.

Особенно изысканные сочетания получаются при соединении цветов — соседей по кругу Оствальда.

Вот пример, какие сочетания цветов в одежде получаются в этом случае:

  • Двадцать четвертый — первый — второй
  • Четвертый — пятый — шестой и т. д.

Если вам подходит синий, то поэкспериментируйте с ним. Он связан с фиолетовым, зеленым и голубым.

Включайте в ансамбль вещи темных и светлых тонов. Это могут быть неоновый или холодный бирюзовый, а также васильковый, кобальтовый, небесно-голубой, лазурный цвета.

Подбирая монохромный наряд, особенно на начальном этапе, вы будете чувствовать себя защищенной. Он не требует сложных комбинаций, ломать голову над тем, насколько хороши экстравагантные решения, не придется. Чем больше вы будете практиковать (как говорят восточные мудрецы, практика — это телега теории), тем быстрее добьетесь мастерства.

Контрастная схема предполагает сочетание контрастных цветов, то есть противоположных на цветовом круге. К ним относятся оранжевый и синий, красный и зеленый, фиолетовый и желтый и их производные.

Умение связывать в единое целое контрастные цвета — для тех, кто не любит жить шаблонно. Играя с такими цветами, можно создать убедительный, динамичный и запоминающийся образ.

Большинство творческих людей предпочитают именно многоцветную одежду. Это говорит о том, что они уверены в себе и готовы демонстрировать себя во всей красе.

Вам не хватает смелости отважиться на многоцветье? Вам режут глаз яркие сочетания? Вы знаете, это не повод совсем отказаться от контрастной схемы. Только вперед! Вместо однозначности насыщенного тона используйте порой оттенки.

Например, не синий с рыжим, а светло-голубой или сиреневый со светло-коричневым; не зеленый с красным, а изумрудный с алым.

Пастельные цвета сочетайте с пастельными, яркие с яркими, насыщенно-темные с такими же темными.

И еще одна рекомендация: в контрастном комбинировании в качестве главного, доминирующего всегда должен выступать наиболее насыщенный, близкий к чистому цвет. Поверьте, комплименты вам обеспечены.

Цветовые комбинации:

Ахроматические

Ахроматические цвета отсутствуют в спектре. В данной комбинации есть только белый, оттенки серого и чёрный цвет. В природе чистые ахроматические цвета практически не встречаются. В них всегда есть примеси других цветов.

Цвета ахроматические

В фотографии ахроматические цвета используются для передачи фактуры, объёма, матовости, блеска. Такие цвета используются в основном в интерьере и в портрете. При этом добавление одного цвета в монохромный сюжет создаст сильный акцент. Чаще всего используют красный цвет.

Основные цвета

Главными цветами являются красный, желтый, синий. Для получения любого цвета понадобятся только эти три цвета. Для передачи оттенков понадобятся ещё чёрный и жёлтый.

Основные цвета

Составные

Следующие цвета получаются благодаря смешиванию основных цветов попарно. Из них получаются зеленый, фиолетовый и оранжевый. Это видно на цветовом круге. К примеру, зелёный получается из жёлтого и синего.

Составные цвета

Сложные

Более сложные цвета получаются путём комбинирования составных цветов с расположенными рядом основными цветами. К примеру, оранжевый и жёлтый дадут жёлто-оранжевый. Можно получить шесть сложных цветов. Их видно на цветовом круге. Получить можно красно-оранжевый, желто-зеленый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый.

Благодаря затемнению или осветлению этих цветов можно получить всю цветовую палитру. Цветовой круг демонстрирует смешивание эталонных цветов в равной степени. Пользователь волен редактировать как яркость, так и степень смешивания цветов.

Типы взаимоотношения цветов открывают нам возможность практического применения цветового круга. Определённые комбинации цветов влияют на восприятие и передают определённое настроение. Цвета, расположенные рядом имеют другое восприятие, чем противоположно стоящие. Посмотрим на полный цветовой круг.

Контрастные

Контрастные цвета — это те, между которыми на цветовом круге располагается три промежуточных цвета. На цветовом круге всего шесть пар контрастных цветов.

Контрастные цвета создают очень жёсткий и навязчивый вид. Всю сцену на контрастах строить нежелательно. Они подойдут для создания небольших акцентов. Например, можно сделать общее освещение сцены в жёлтых тонах и вставить небольшие участки, акцентированные синим цветом. Это используется в интерьере, в одежде и при обработке снимков в Фотошопе.

Если контрастные цвета разбавить чёрным или белым, то можно активнее их использоваться в сцене. Бледные, кремовые контрастные цвета не будут сильно резать глаз, а значит их можно применять в большей степени.

Дополнительные

Дополнительными цветами называются те, которые находятся на цветовом круге друг напротив друга.

Пример дополнительных цветов:

Дополнительные цвета создают менее броский вид, чем контрастные, но они также очень навязчивы. Если дополнительные цвета разбавить, то можно получить очень приятную композицию.

Монохроматические

Монохроматические цвета являются комбинацией различной яркости и насыщенности одного цвета. Также иногда такие сочетания называют нюансными. Подобная комбинация цветов придаёт спокойствие и устойчивость композиции.

Родственные

Родственные цвета — это последовательность из трёх стоящих друг за другом цветов. Просто выбрав один цвет, добавляем к нему два соседних и получаем три родственных цвета. Подобная выборка может быть названа гармоничной. Цветовой круг предоставляет 12 комбинаций родственных цветов. Всегда все три цвета в комбинации будут смотреться хорошо. Восприятие будет зависеть только лишь от того, тёплые или холодные цвета выбраны.

Как и в предыдущих комбинациях эти цвета можно разбавлять монохроматическими цветами.

Нейтральные

Нейтральные цвета получаются путём использования двух, расположенных в пределах двух полос цветов при том, что один из них будет сглажен добавлением родственных или разбавлен белым или чёрным.

Пример нейтральных цветов:

Родственно-контрастные

Это цвета, которые располагаются на круге слева и справа от выбранного цвета, дополнительного ему на цветовом круге.

Пример родственно-контрастных цветов:

Основные понятия

Всем известно, что спектр состоит из семи цветов, названия которых глубоко запали в голову еще со школы благодаря мнемоническому заклинанию «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». На рис. 1 показана полоса, полученная путем разложения луча белого света на составляющие цвета с помощью стеклянной призмы.

Рис. 1. Спектральные цвета

Цветовой круг получается, если полосу спектра приведенную на рис. 1, вообразить в виде гибкой пластины и согнуть ее в окружность (рис. 2). Хотя у круга по определению нет начала, традиционно красный цвет ориентируют на север, от него и ведут отсчет.

Рис. 2. Спектральный цветовой круг

Чтобы понять основные принципы работы с цветовым кругом, его заменяют обычно упрощенной моделью, которая базируется на шести цветах (рис. 3). Это связано с тем, что любой оттенок на экране монитора формируется за счет трех составляющих красного, зеленого и синего цвета. Соответственно, у каждого из этих цветов есть свой антагонист, что в итоге (3х2) и дает шесть цветов, а не семь, как в спектре.

Рис. 3. Упрощенный цветовой круг

Красный, зеленый и синий цвета называются основными, поскольку именно они отвечают за формирование требуемого цвета на экране монитора. На цветовом круге эти цвета максимально равноудалены друг от друга и угол между ними составляет 120 градусов (рис. 4).

Рис. 4. Основные цвета

Основные цвета входят в аддитивную цветовую модель (от add — складывать), при которой сложение всех трех цветов образует белый цвет. К такой модели относится RGB.

Замечание

Приведенная схема основных цветов работает только для компьютерных графических систем. У традиционных художников основными цветами считаются красный, желтый и синий.

Цвета, которые противопоставляются основным, называются комплиментарными или дополнительными. К ним относятся желтый, голубой и фиолетовый, последний в разных литературных источниках иногда еще называют пурпурным (рис. 5).

Рис. 5. Комплиментарные или дополнительные цвета

Эти цвета очень важны для субстрактивной цветовой модели (от subtract — вычитать), при которой цвет формируется за счет частичного поглощения и отражения лучей света от объекта. К такой модели относится CMYK.

Основной характеристикой цветового круга является угол, он определяет нужный цвет. Отсчет угла ведется от красного цвета по часовой стрелке, диапазон значений может быть от 0 до 360 градусов или от -180 до 180 градусов (рис. 6).

Рис. 6. Угол для задания цвета

Значениям 0 и 360 градусов соответствует красный цвет, он начинает и замыкает точку отсчета. Основные и дополнительные цвета отстоят друг от друга на 60 градусов, так, для зеленого цвета угол будет равен 120 градусов, а для голубого цвета — 180.

Нейтрализация

Колористика в окрашивании волос предполагает умение не только правильно компоновать оттенки для получения желаемого результата, но и исправлять ошибки. Например, после неудачного осветления часто проявляется желтый пигмент. Задача мастера – устранить проблему.

Для этого берем цветовой круг, смотрим на неудачный цвет и находим тот, который расположен четко напротив него. Это и будет необходимый нам микс-тон, добавление которого смягчит нежелательный оттенок. Если говорить конкретно о желтизне, от нее поможет избавиться фиолетовый корректор.

Результат покраски рассчитывается по простейшей формуле:

исходный цвет шевелюры (фон) + искусственный пигмент = конечный цвет.

Круг Иттена и цветовые гармонии — как пользоваться

Опытные дизайнеры уже редко используют круг, они имеют особое чутье и ценные навыки работы, поэтому способны формировать гармоничный интерьер даже без теоретических знаний. Новичкам поможет круг Иттена – самая удобная модель цветовых сочетаний, позволяющая правильно подбирать простые и сложные комбинации.

Как пользоваться кругом Иттена? Есть несколько типов сопоставления цветов, которые получаются путем вращения модели. Сочетать тона можно описанными ниже способами.

Монохромная комбинация

Данная схема считается наиболее простой в применении. Она включает оттенки одного цвета – более насыщенные и светлые. Например, если работать в онлайн-программе, то при наведении стрелки на синий тон в окне появляются разнообразные оттенки синего.

Комплементарное или контрастное сочетание

Дополнительные (комплементарные) цвета противоположны друг другу на цветовом круге, потому еще называются контрастными (пример контраста – красный и зеленый). Их комбинация всегда смотрится ярко, интересно, многие сочетания напоминают природные: стоит только взглянуть на грядку с клубникой. Для организации такой цветовой схемы нужно брать оттенки с максимальной насыщенностью, хотя соблюдение чувства меры является обязательным. В противном случае столь контрастные дуэты могут вызвать раздражение.

Контрастное или комплиментарное сочетание

Классическая триада – сочетание 3 цветов

Триада цветов образуется путем объединения в интерьере оттенков, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга, то есть равноудаленных. Такая комбинация смотрится эффектно, в том числе – при использовании пастельных оттенков. Тем не менее, для гармоничности образа нужно выбрать один цвет и сделать его основным, а два других – применить для акцентов.

Аналоговое сочетание 2-5 цветов

В круге Иттена расположенные рядом тона при объединении дают спокойное, располагающее, уютное впечатление. Их может быть от двух до пяти, при этом идеальным считается применение двух-трех. Три цвета – это аналоговая триада. Аналоговые комбинации широко встречаются в природе, являются гармоничными, приятными для глаз (пример – желтый, желто-оранжевый, желто-зеленый цвета в одном интерьере). Любой из цветов также стоит сделать главным, остальные – дополнительными или акцентными.

Сочетание 2-5 аналогичных цветов

Раздельно-комплементарное сочетание или контрастная триада

Здесь вместо противоположных тонов применяются соседние цвета. В итоге получается контрастный, но не слишком напрягающий глаза интерьер. Самый простой вариант – применять контрастную триаду в виде основного и двух дополнительных родственно-контрастных цветов (они находятся справа и слева от дополнительного тона).

Тетрада – прямоугольная схема

Эта модель состоит из четырех тонов, каждая пара является комплементарной (контрастной друг к другу). Вариантов в применении такой комбинации множество. Можно получить даже самые яркие сочетания, которые понравятся ребенку, но один тон обязательно должен быть основным, а остальные – дополнительными. В противном случае интерьер не будет выглядеть гармонично.

Квадратная схема

Схема квадрата напоминает прямоугольную, но все тона в ней равноудалены по кругу. Облик комнаты будет живым, динамичным. Примером является включение в интерьер сине-зеленого, желтого, красно-оранжевого, фиолетового.

Шестиугольная схема

Обычно такую схему применяют только опытные дизайнеры, поскольку она считается самой сложной. В цветовой круг тут вписывают шестиугольник, и базой становятся три пары дополнительных цветов.

Создание цветовой гармонии

Если рассмотреть основу цветовой композиции, то можно увидеть, как цвета сочетаются друг с другом. Существует множество различных сочетаний, которые объединяются в определенные схемы, которые не повторяются между собой. Для построения той или иной схемы берется несколько тонов, которые смешиваются друг с другом. С помощью круга Иттена можно выстроить гармоничные сочетания. Рассмотрим, каким образом это можно сделать.

Выстроить цветовую гармонию можно из нескольких цветов в количестве двух, четырех, шести. В двухцветной цветовой гармонии используются одинаковые и контрастирующие оттенки

Для начинающих важно научиться сочетать разные оттенки одного цвета

Достаточно взять один основной цвет и попробовать подобрать к нему оттенок этого же цвета. Одежда одинаковых оттенков будет придавать благородство. Для того чтобы не ошибиться, лучше выбирать удаленные друг от друга оттенки. Ваша одежда не должна сливаться, иначе это будет выглядеть непривлекательно.

Не менее привлекательно будет смотреться сочетание отличных друг от друга цветов, которые контрастируют друг с другом в цветовом круге. Возьмите оранжевый и соедините его с синим, получится красивый цветовой контраст. Красный на фоне зеленого также будет смотреться привлекательно. Но для того, чтобы цвет одежды не кричал, не пестрил слишком, лучше всего взять какой-то цвет за основу и добавить к нему немного контрастного.

Создавая аналогичные подходящие друг другу трехцветные сочетания нужно взять цвета, которые расположены рядом на цветовом круге. В гармонии цвета это называется аналоговая триада. В трехцветной гармонии обычно берутся смежные цвета и похожие колера, которые гармонируют друг с другом

Здесь также важно подобрать те цвета, которые не будут сливаться друг с другом

Чтобы создать классическую трехцветную схему — триаду вы можете использовать равнобедренный, равносторонний треугольник. Вы должны выделить три равноудаленных цвета из круга, которые гармонируют между собой, чтобы создать треугольную геометрическую фигуру.

Здесь важно выделить основной цвет, а два остальных должны присутствовать в небольшом количестве и дополнять основной. Из первичных цветов можно взять красный, синий, желтый, из вторичных — фиолетовый, зеленый, оранжевый

Сочетать цвета можно по линии, используя как смежные цвета, так и дополнительные оттенки.

Попробуйте вписать в круг Иттена геометрическую фигуру — прямоугольник и квадрат. В квадратной схеме берите 2 или три похожих цвета. Если вы возьмете разные, то вы рискуете выглядеть нелепо. К примеру, у вас может получиться четырехцветное созвучие из таких цветов: фиолетовый, синий с зеленым оттенком, желтый и красный с оранжевым оттенком.

В прямоугольной схеме выбираются две пары, которые контрастируют друг с другом. И здесь вам открывается простор для вашего воображения. Однако следует быть осторожным, иначе цвета будут пестрить, и ваш образ будет слишком кричащим и нелепым. Этого не произойдет, если вы подберете три оттенка к одному основному цвету. Можно даже вставить в круг равносторонний шестиугольник, тогда получится гармония шести цветов.

Все эти схемы, а также таблица сочетаемых цветов поможет вам делать вам правильный выбор в одежде.

Цветовая модель HSB

Основанная на представлении цвета человеком, модель HSB описывает цвет тремя основными характеристиками (рис. 1).

Оттенок (Hue). Оттенком называют лучи света, отраженные от объекта или прошедшим сквозь него. На цветовом круге выражается в градусах от 0° до 360°.

Насыщенность (Saturation). Обозначает видимую яркость, или интенсивность цвета. Насыщенность определяет количество серого цвета в оттенке, измеряется в процентах от 0% (серый) до 100% (полная насыщенность). На цветовом круге насыщенность показана параметром Б (рис. 1), увеличиваясь от центра круга к краям.

Яркость (Brightness). Зависит в основном от количества световых лучей, отраженных поверхностью данного цвета, что равно его яркости по отношению к другим цветам при данном освещении. Обычно измеряется в процентах от 0% (черный) до 100% (белый).

С помощью Photoshop можно изменять цвет, варьируя значениями этих параметров.

Определение цветового круга

Цветовой круг (колесо) широко используется в дизайне и колористике. По сути, это особое правило, помогающее ориентироваться в многообразии красок, создавать нужные оттенки в любой цветовой модели. Иными словами, круг представляет собой способ непрерывности цветовых переходов. Секторы фигуры окрашены в различные тона, которые размещены в особом порядке. Их взаимное расположение обусловлено законами колористики (теории цвета), поэтому круг помогает производить подбор гармоничных сочетаний оттенков.

Дизайнеры воспринимают цветовое колесо как «шпаргалку», в которой отражены все возможные колористические схемы. Его можно посмотреть онлайн либо взять в руки в печатном виде. Тем не менее, на подбор оттенков с учетом данных круга влияет ряд сторонних факторов. Специалисты отмечают, что спектр цвета воспринимается субъективно и сильно зависит от остальной композиции в помещении. Также на восприятие цвета влияет размер окрашенных поверхностей, их форма, поэтому в каждом случае приходится принимать решение индивидуально.

Цветовая гармония

Главная цель профессионального окрашивания волос – достичь гармоничного сочетания оттенков. Чаще всего цветовую гармонию определяют как сочетание двух и более цветов, вызывающее приятное впечатление. Последние сто лет теоретики искусства спорят о том, существуют ли объективные универсальные законы цветовых гармоний. Одни утверждают, что такие законы есть и подробно их описывают. Другие же считают, что цветовые гармонии в большей степени подвержены влиянию субъективных предпочтений, моды, культурных особенностей, а также особенностей композиции и изображения.

Однако, несмотря на отсутствие согласия в рядах искусствоведов, широкое распространение в дизайне получила теория «объективных цветовых гармоний», которая выразилась в следующих несложных схемах сочетания цветов.

Гармония ахроматических цветов (белого, серого, чёрного). Белый и чёрный создают контрастное сочетание, оттенки серого – более спокойное. Кстати, седина в тёмных волосах зачастую создаёт визуальный эффект ахроматической гармонии (рис. 11). Монохромная гармония – представляет собой сочетание различных по интенсивности оттенков одного цвета (рис. 12). Гармония комплементарных (дополнительных) цветов — сочетание цветов, расположенных в цветовом круге друг напротив друга. Подобное сочетание выглядит очень контрастным (рис. 13). Пикантно смотрятся акценты, сделанные одним из цветов пары на фоне второго.

Рис. 11. Гармония ахроматических цветов.

Рис. 12. Монохромная гармония.

Гармония аналогичных или родственных цветов – комбинация цветов, расположенных в колористическом круге по соседству (рис. 14). Эти цвета создают спокойное комфортное для глаз сочетание. Подобные гаммы оттенков часто встречаются в природе.

Трёхцветная гармония – сочетание цветов, расположенных на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг (рис. 15).

Гармония разделённых комплементарных цветов — комбинация трёх цветов, лежащих на вершинах вписанного в цветовой круг равнобедренного треугольника (рис. 16). В этой триаде два цвета являются родственными, а третий дополнительным к цвету, лежащему между ними. В этом сочетании один из цветов комплементарной пары заменяют два производных от него оттенка. Подобное сочетание цветов имеет сильный визуальный контраст, но смотрится менее напряжённо, чем комбинация комплементарных цветов в чистом виде.

Четырёхцветная гармония комплементарных цветов — сочетание двух пар дополнительных цветов, лежащих на вершинах вписанного в цветовой круг прямоугольника или квадрата (рис. 17, 18). Рекомендуется использовать один из цветов комбинации как главный (фоновый), а остальные – второстепенными.

Рис. 13. Гармония комплементарных цветов. Рис. 14. Гармония аналогичных или родственных цветов. Рис. 15. Трёхцветная гармония. Рис. 16. Гармония разделённых комплементарных цветов. Рис. 17,18. Четырёхцветная гармония комплементарных цветов.

Авторство схем 13 и 15-18, принадлежит Иоханнесу Иттену. Согласно его теории «два и более цвета гармоничны, если их смесь даёт нейтральный серый цвет» (1961 год). Такой эффект как раз и получается при смешивании цветов из указанных схем.

По материалам “Теория перманентного окрашивания волос”

КолористикаЦветовое колесо

Как добиться цветовой гармонии при помощи круга

Сочетаний различных тонов очень много. Оттенки способны объединяться в схемы, обладающие полной индивидуальностью. Для создания каждой из таких схем нужно взять несколько оттенков (два, четыре, шесть) и смешать их.

Контрастирующие цвета

Двухцветные схемы подразумевают применение одинаковых либо контрастных тонов

Для цветовой гармонии важно уметь объединять различные оттенки одной части спектра. Чтобы одежда выглядела элегантно, надо взять какой-то базовый цвет, затем подобрать к нему из круга подходящий оттенок

При этом вещи не должны полностью сливаться, чтобы не получился монотонный и скучный образ. Необходимо, чтобы элементы гардероба перекликались между собой.

Легко понять, какие цвета сочетаются в одежде, по фото цветового круга и схемам. Привлекательно выглядит объединение контрастных цветов. Например, при сочетании оранжевого с синим, красного с зеленым получается креативный стильный образ, который будет запоминающимся и неповторимым.

Чтобы образ не стал слишком кричащим, лучше выбрать основной цвет, а потом присоединить к нему контрастные оттенки.

Классическая триада

При трехцветных сочетаниях берутся тона, находящиеся в круге рядом друг с другом. Следите за тем, чтобы они не сливались, а переходили от одного к другому. Классическая схема в данном случае разрабатывается с помощью равностороннего или равнобедренного треугольника.

Из круга выделяются три тона, которые располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга и перекликаются между собой. Главное – подобрать основной цвет. Два других используются как дополнительные элементы, их берут в небольших количествах.

Сочетание четырех и шести цветов

В круге есть линии, позволяющие гармонично сочетать смежные цвета. В него можно вписать прямоугольник или квадрат, которые дадут возможность построить новую схему. Для квадрата подбирают 2-3 схожих тона. Разные цвета в этой схеме смотрятся безвкусно. Например, в комплекте будут созвучными желтый с красно-оранжевым, сине-зеленый — с фиолетовым.

Прямоугольник подразумевает подбор двух контрастных пар. Они могут быть любыми

Важно, чтобы цвета не пестрили. Иначе образ получится нелепым

Чтобы этого не произошло, сначала выберите основной цвет, а потом найдите три подходящих к нему оттенка.

Можно использовать цветовой круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций в стильных эксклюзивных нарядах. Если в него вставить шестиугольник с равными сторонами, гармонично объединяются шесть цветов. В результате получается динамичный современный образ, который выделяется в толпе и вызывает большой интерес. Круг дает возможность собирать массу комбинаций, которые сложно придумать, не допуская излишеств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector