Бордюр и поребрик: разница между понятиями

Бортовой камень для поребрика или бордюра — какая между ними разница?

Использование бортового камня возможно и для монтажа поребрика, и для установки бордюра. Если он установлен лежа на самой большой поверхности, тогда это скорее всего бордюр. Если бортовой камень установлен гранью (ребром) вверх, то в большинстве случаев это поребрик.

Бортовой камень для бордюра и поребрика

Однако, следует учитывать не только грани бортового камня, но и плоскости, которые разделяются. Разница между понятиями кроется еще и в этом. Если тротуар и дорога на одном уровне, тогда правильно будет сказать, что они разделены бордюром. Если же тротуар находится на другом уровне, нежели дорожное покрытие, тогда разграничиваются они поребриком. Поребрик и бордюр могут находиться в одной линии. Это особенно заметно вблизи пешеходного перехода. Для разграничения может использоваться один и тот же материал, но из-за его укладки (на широкую грань) и понижения уровня тротуара получается немного другая конструкция — бордюр. Можно сделать вывод, что поребрик — это сооружение, которое мешает спокойно передвигаться между дорожным и тротуарным полотном, а бордюр является лишь визуальным разграничителем.

Более простым вариантом выбора между названиями разграничителя может стать ваше местоположение. В Москве все эти конструкции обычно называют бордюрами, а в Санкт-Петербурге — поребриками. К сожалению, это будет не совсем правильно, но на устоявшиеся названия подобные «мелочи» никак не влияют. Смогут понять вас независимо от употребляемого слова в любой точке страны. Так стоит ли волноваться из-за правильности его использования?

5 интересных факта про бордюры и поребрики

  1. В Древней Руси, поребриком называли орнамент из кирпича

    , который выкладывали при строительстве церквей.
  2. Первые бордюры появились во Франции в середине 19 века.
  3. Первые природные бордюры, из растений, начали выращивать в садах вокруг монастырей из кервеля.
  4. Современные бордюры ландшафтного дизайна изготавливают из пластика, металла, дерева или кирпича.
  5. Петербуржцы разделительную часть улицы называют поребриком, а москвичи бордюром. Хотя эти строительные конструкции присутствуют в этих городах практически в одинаковой пропорции.

Теперь вы знаете, что такое поребрик и бордюр. Отличия минимальны, зато и те и другие: делят части городских улиц, укрепляют края дорог и предотвращают наезд транспорта на пешеходную часть.

Разница
состоит только в одном — бордюр укладывают вровень с ограниченной поверхностью, а верхняя часть поребрика на несколько сантиметров превышает брусчатку.

Видео: бордюр лучше, чем поребрик?

В городах между разными зонами улицы прокладываются специальные разделительные полосы. Причем по поводу названия получаемых конструкций ведутся нескончаемые споры. Для многих остается неясным, какое наименование является верным: бордюр или поребрик. А если речь идет о двух разновидностях барьерных элементов, то чем отличается бордюр от поребрика? Попытаемся разобраться в этих вопросах.

Производство бордюр и поребриков

Как уже говорилось, существует только две формы, а точней технологии производства. Из которых в дальнейшем можно проследить отличительные свойства и характеристики не только самих изделий, но и отличия между собственно самими типами производства. Итак, существует два способа производства:

  1. Вибролитье.
  2. Вибропрессование.

Каждый из способов имеет ряд своих недостатков и положительных сторон, отчасти их перечислили в разделе выше. Каких-то особенных правил при производстве нет, отличия можно классифицировать только в зависимости от выбираемого для производства материала. Как понимаете, выбор падает не только на бетон.

Материалы оградительных конструкций

Невысокие ограждения изготавливаются из тяжелых бетонных смесей, которые могут иметь армировку или выпускаются без нее. Для изготовления поребриков, бордюров используют природный камень, например, гранит.

При выборе материала, из которого изготавливают кайму, учитывают, какие нагрузки будут действовать на него. Гранит отличается износостойкостью, твердостью. Он имеет красивую фактуру и цвет, поэтому выполняет декоративную функцию.

Железобетон прочный, долговечный материал, способный выдержать большие нагрузки в течение длительного времени. Если в конструкции не предусмотрена армировка, блоки выполняют преимущественно декоративную функцию, подвергать их нагрузкам нельзя. В противном случае бетон быстро раскрошится.

Поребрик или бордюр?

Бордюр и поребрик является одним и тем же изделием, которое имеет строительное название «бортовой камень». Разные названия они получили из-за разных способов укладки материала.

По сути, все бортовые камни предназначены для разделения проезжих, пешеходных и других территорий. От технологии монтажа этих камней и будет зависеть то, как ограждение будет называться.

Бордюр всегда кладется вниз самой большой по площади стороной и применяется для ограждения проезжей части от тротуара. Таким образом, он находится в лежачем положении. Данный вид кладки бортового камня применяется только в местах, где тротуар находится с проезжей частью на одном уровне.

Технология укладки бортового камня

Технология укладки бортового камня Бордюры (бортовые камни) – это изделия, укладываемые узкой полосой. Используются для отделения проезжей части от тротуара, пешеходной дорожки – от зеленых насаждений, для зонирования сада, организации полос и островков безопасности. В ГОСТе 6665-91 предусмотрен выпуск нескольких типов бортового камня:

  • прямого рядового,
  • с уширением,
  • лотком,
  • криволинейного,
  • въездного.

Для изготовления этой продукции применяется бетон класса прочности В30 и высокой морозостойкости – от F200. Пример технологической карты на бортовой камень – ltsr.ru/vibropress/bordyurnyy_kamen/.

Виды бортовых камней

Технология укладки бордюра определяется типом изделия.

По функциональному назначению различают:

Дорожные бортовые камни.

Служат для обрамления проезжей части. Имеют наибольшие габариты. Разделяют разные по функциональности зоны дорожного покрытия и защищают пешеходов от наезда автотранспорта. Обычно имеют серый цвет.

Тротуарные изделия.

Востребованы для ограничения пешеходных дорожек. Этот вид бордюра применяется при укладке тротуарной плитки. Предотвращает ее расползание и ограничивает разрастание травы.

Декоративные.

Используются для окаймления цветников, дорожек, площадок на личных участках. Садовые бордюры обычно имеют небольшую толщину и значительную длину, являются элементами ландшафтного дизайна и защищают грунт от расползания из-за талых и ливневых вод.

Необходимые инструменты и материалы

Для проведения работ по укладке бортового камня потребуются:

  • строительный уровень,
  • рулетка,
  • штыковая лопата,
  • инструмент для трамбовки,
  • колья и шнур для разметки,
  • резиновый молоток,
  • лом,
  • углошлифовальная машинка («болгарка»).

Для замешивания бетонной смеси и/или цементного раствора необходимы: бетономешалка или емкость для приготовления бетона вручную.

Из материалов, помимо самого бордюра, понадобятся:

  1. Цемент.
  2. Чаще всего используется портландцемент марок М400 или М500.
  3. Крупный заполнитель – щебень гравийный, известняковый, гранитный, средней и мелкой фракции (до 40 мм). Понадобится в случае изготовления бетонного или песчано-щебневого основания для бортового камня.
  4. Мелкий заполнитель – песок для строительных работ.
  5. Вода.

Этапы работ

Укладка бордюра для ограничения плиточного, бетонного или асфальтового покрытия производится до монтажа покрытия. Для определения требуемого количества бортовых камней измеряют длину дорожки и делят это значение на длину бордюрного элемента. Полученное значение округляют в большую сторону. Если планируется обрамление дорожки с двух сторон, то результат вычислений удваивают.

Перед монтажом поребрика выполняют подготовительные мероприятия, которые включают:

  1. Разметку будущей траншеи с помощью кольев, на которые натягивают нити. Они показывают уровень расположения верхней грани бордюрного камня.
  2. Подготовку траншеи – вручную или с использованием экскаватора с узким ковшом. Ширина траншеи должна быть немного больше толщины бордюрного камня – на 5-7 см с каждой стороны. Глубина – равна сумме подземной части бортового камня и высоте подготовительного слоя, изготавливаемого несколькими способами.
  3. Устройство подготовительного слоя.

Варианты изготовления «подушки» под укладку бортового камня:

  • Наиболее простой способ – устройство утрамбованного песчаного основания толщиной 30-50 мм. Песок перед трамбовкой смачивают водой. На песчаный слой укладывают мелкофракционный щебень – 30-50 мм. Такой вид основы пригоден для монтажа тонких тротуарных и декоративных бордюрных камней.
  • Второй вариант – устройство основания из цементно-песчаного раствора, который укладывают на дно траншеи с выравниванием и уплотнением. На раствор устанавливают бордюрный камень.
  • Самой надежной основой является бетонная смесь класса прочности не ниже В15, выкладываемая на песчано-щебневую подушку сплошным слоем или отдельными кучами. Бордюр укладывают на незастывшую бетонную смесь.

Этапы монтажа бордюрных камней:

  1. Бетонные элементы опускают в траншею на подготовленное основание с помощью специальных клещей. Тяжелые экземпляры массой по 100-120 кг опускают 2-3 человека.
  2. Для установки камня в требуемое положение по горизонтали и вертикали используют резиновые молотки. Твердый инструмент в данном случае не применяют, потому что он может расколоть бетонный элемент.
  3. Зазор между камнями оставляют равным 2-3 мм. Впоследствии его заделывают цементным раствором.
  4. Пространство между камнем и стенкой траншеи заливают бетонной смесью или засыпают мелкофракционным щебнем, а затем проливают жидким цементно-песчаным раствором.

Сравнение

На самом деле в интернете ходит довольно противоречивая информация про отличие бордюра от поребрика. К примеру, в некоторых источниках сообщается о том, что эти названия соответствуют разным способам укладки бортового камня. Согласно такой версии, бордюр образуется, когда фрагменты материала располагаются вровень с тротуаром или газоном, а поребрик – это барьер с выступающим над поверхностью «ребром». Однако подобные сведения не имеют официального подтверждения.

Сообщается также, что дорожники словом «бордюр» называют полосу из широкого камня, с помощью которой обычно разграничиваются дорога и тротуар. Поребриками же именуют полосы из тонких пластин материала, служащие, к примеру, для выделения дорожек в парках. Но и такое употребление понятий не является официальным. Между тем в ГОСТе термин «поребрик» не используется, а при упоминании дорожных ограждений и их характеристик составители обходятся словом «бордюр». Если же обратиться к словарям, можно заметить, что в них значения двух терминов в отношении дорожного строительства приравниваются друг к другу. В общем эти источники определяют и «бордюр», и «поребрик» как невысокий барьер, проходящий по краю дороги или тротуара.

Таким образом, вопрос, в чем разница между бордюром и поребриком, касается по большей мере разговорных предпочтений жителей того или иного города. Ведь, как известно, «бордюр» – слово, более привычное для москвичей. В Петербурге же полюбившимся вариантом названия является «поребрик». И то и другое обозначение дорожного элемента имеет право на существование.

Каждый задавался вопросом о том, в чём отличия между поребриком и бордюром. Пора наконец-то узнать это раз и навсегда! Поребрик и бордюр, отличия которых не так существенны, всё же имеют несколько принципиальных особенностей.

Изначально идея бордюра воплощалась в жизни при помощи растений, которые специально выращивали возле храмов и церквей. Интересно, что впервые каменные бордюры можно было встретить в середине XIX века во Франции. В современном мире специалисты по ландшафтному дизайну делают деревянные, пластиковые, кирпичные и металлические бордюры.

Краткая история бордюра

Начнем с того, что бордюр далеко не всегда представлял собой тот невзрачный камень, который мы можем видеть сегодня в любом городе не только России, но и других стран. Мало того, изначально он выполнялся совсем не из бетона или каменных блоков. Для «изготовления» бордюров использовались специальные растения, которые выращивались для отделения одной части участка от другой.

В средневековой Франции появились первые каменные конструкции. Сохранились ли они до наших дней, неизвестно. Но учитывая прочность гранита и мрамора, впору предположить, что в каком-нибудь не тронутом цивилизацией уголке еще можно встретить те самые первые бордюры.

Сегодня, с развитием строительных технологий, эти конструкции изготавливают из самых различных материалов. Поэтому не стоит удивляться, увидев металлическое, кирпичное, деревянное или даже пластиковое ограждение. Но в чем все-таки состоит разница между бордюром и поребриком? Возвращаемся к ответу на этот вопрос.

Материалы для поребриков и способы установки

В этом разделе ничего нового по существу не увидите, технология, да и выбор материалов для производства тот же. То есть подойдет как бетон, кирпич, так и натуральный камень, тут уже вопрос в широте фантазии.

Технология абсолютно идентичная, также необходимо изначально подготовить «подушку», она же основание. Но, учитывая, что поребрики не углубляют, глубина траншеи может быть меньше, к примеру, 10 см. На эту высоту засыпается щебень, песок трамбуется, и на раствор такой же консистенции ставится поребрик. Чтобы он держался крепче, пустоты и по краям можно аналогично заливать раствором.

Есть ли ещё разница между поребриком и бордюром?

Применение понятия «поребрик» считается правильным в следующих случаях:

  • Декоративная кирпичная кладка, при которой кирпичный ряд располагается под углом к фасаду с выступающим ребром.
  • На гоночной трассе для повышения безопасности гонок. Такие разделительные конструкции располагают на наружной и внутренней сторонах трассы в местах поворотов. Для этой цели используются изделия с ровной или волнистой поверхностью. Барьеры с волнистой поверхностью значительно снижают скорость болидов при наезде на них.

Понятие «бордюр» используется не только в дорожном строительстве. Это слово также применяется для обозначения цветной полосы (каймы), обрамляющей что-либо, — ковер, платок, аллею, площадь.

Еще одно отличие поребриков от бордюров, применяемых в дорожном строительстве, — чисто географическое. Исторически сложилось, что в Санкт-Петербурге, Карелии, Новосибирске дорожные разделители называют «поребрики», а в Москве и других городах России — «бордюры».

Производим и предлагаем продукцию:

  • БР 100.30.15

    Цена: 285 руб./шт.

    В корзину

  • БР 100.30.18

    Цена: 388 руб./шт.

    В корзину

  • БР 100.20.8

    Цена: 155 руб./шт.

    В корзину

Чем можно заменить?

Если произвести укладку поребрика невозможно из-за финансовых проблем или в связи с техническими причинами, можно прибегнуть к альтернативным методам:

  • уложить дорожки без ограждений, вдавив тротуарную плитку вглубь;
  • крайние элементы облицовки закрепить при помощи бетонного раствора;
  • воспользоваться деревянной опалубкой, а для её закрепления взять камни.

Помимо этого, можно сделать ограждения из старого плоского шифера. Для изготовления таких бордюров листы нарезаются болгаркой на куски нужной длины и ширины. Перед резкой материал рекомендуется смочить водой для уменьшения образования пыли. Работы следует производить в защитной маске. При желании бордюры из шифера можно окрасить в любой цвет.

О том, как правильно устанавливать бордюр, смотрите в видео.

Из чего и как сделать бордюр своими руками

Не все дачники используют готовые формы — многие предпочитают создавать бортики для садово-огородных участков своими руками. Преимущество собственноручно сделанного ограждения в экономичности и создании оригинального дизайна.

Они могут быть изготовлены из различных материалов и подручных средств:

  1. Пластик. Сюда относятся пластиковые бутылки, поликарбонатные листы.
  2. Дерево. Ограждения можно оформить в виде частокола, небольшого заборчика или плетня.
  3. Профлисты. После ремонта на участке всегда остаются лишние стройматериалы, к которым относятся обрезки профлиста. Используя их, можно разграничить грядки на участке.
  4. Кирпич. Простейший вариант оформления клумб — выложить их силикатным кирпичом.
  5. Резина. Старые покрышки можно использовать как мини-забор для газона, покрасив их в яркие цвета.

Однако вместо подручных материалов можно использовать формы для заливки бордюра из бетона.

https://youtube.com/watch?v=1zBIxuhxMiE

Характеристики и свойства поребрика и бордюра

Как и любой строительный элемент бордюры и поребрики должны отвечать определенным нормам и характеристикам. Оба вида бортовых камней производятся по двум технологиям:

  • вибропрессовение;
  • вибролитье.

Исходя из этого, можно сделать сравнительную характеристику свойств и особенностей по типу применяемой технологии. Итак:

  1. Вибролитье подразумевает правильные размеры и геометрию. За счёт такого типа производства удается повысить плотность бетона, уменьшив содержание пористой структуры. Конструктивно изделие состоит из двух частей, внутренней и непосредственно лицевой части.
  2. Вибропроссование отличается наличием сколов и трещин, а также в целом неказистым внешним видом изделия. По технологии пористость бетона повышается, из-за чего прочностные свойства материала никудышные, к тому же значительно ухудшаются морозостойкостные характеристики. Конструктивно бордюр не привлекательный, простой, ввиду чего примечателен только низкой стоимостью изготовления.

Кстати, существует также классификация бортовых камней не зависимо от типа, точней именования. Как бордюр, так и поребрик, классифицируется исходя из сферы применения, а именно:

  1. БКУ — предназначается для обустройства велосипедных дорожек, а также пешеходных тротуаров.
  2. БКР — предназначен для обустройства дорог в тех местах, где имеется поворот дороги или тротуара.
  3. БКК — применяется при необходимости декоративного выделения территории, имеет конусообразную верхнюю поверхность.

Как видим, общие характеристики и свойства отчасти только подтверждают сходство обоих элементов. Поэтому, по факту, можно считать их родственными но только на практике, ведь по теории и тем же ГОСТам это совершенно разные изделия.

Формы для бордюров своими руками

Бортики для клумб и газона, оформления дорожек из брусчатки продаются в готовом виде, но их можно создать самостоятельно. Дачники используют формы для заливки бетонного раствора, которые тоже изготавливаются своими руками.

Существует 2 основных способа:

использование опалубочной конструкции и изготовление каркаса-формы. Самый простой и доступный вариант — устройство съемной опалубки. Для этого понадобятся доски обрезные или металлические листы. Работы проводятся непосредственно на месте устройства бордюров.

Порядок работ следующий:

  1. Подготовка территории.
  2. Разметка под будущие ограждения с помощью веревки и колышков.
  3. Рытье траншей. Глубину траншеи делают на 5-7 см больше высоты будущего бордюра, ширина должна составлять 20 см с учетом толщины досок.
  4. Установка опалубки. Доски устанавливают по обеим сторонам траншеи, закрепляют для устойчивости.
  5. Подготовка основания под бордюр. На утрамбованное дно траншеи засыпается щебневая подушка, которую тоже следует хорошо уплотнить.
  6. Армирование. На щебень укладываются прутья для упрочения будущего бордюра.

После подготовительных работ готовится бетонный раствор, которым заливают траншеи. После застывания бетона опалубку можно снять.

Второй способ — изготовление форм под бордюры. От первого отличается тем, что ограждение получается не монолитным, а секционным. Для этой цели используют обрезную доску требуемой длины, из которой создают каркас для заливки бетона, а полученные элементы срезают под углом с одной стороны для стандартизации по ГОСТу.

Для создания бордюрного ограждения необычной формы и цвета также можно использовать специальное устройство, напоминающее шнековый приемник. Внутрь засыпается смесь из песка и цемента с добавлением пигментного красителя, которая, перемешиваясь, выдавливается на грунт.

Достоинства такого метода следующие:

  • высокая производительность;
  • легкость обработки раствора и монтажа;
  • отсутствие необходимости в подготовке основания под укладку ограждения.

Не полностью застывшую бетонную конструкцию можно декорировать различными узорами и резными элементами.

Производство и способ укладки

Производство поребриков состоит из трех способов:

  1. Вибролитье.
  2. Прессование с помощью вибрации.
  3. Самостоятельное создание.

Первый вариант производится вручную. Однако срок эксплуатации у него очень низкий, а потому его использование возможно только на краткий срок. Это связано с тем, что штырь, находящийся внутри, выходит наружу и разрушает поребрик.

Второй путь подразумевает использование автоматической обработки. Такой камень необычайно прочен и позволяет эксплуатировать его намного дольше по времени и эксплуатации. Это связано с тем, что в нем отсутствует арматура, а значит, плотность его повышается в несколько раз. Он способен выдержать огромнейшие и невыносимые нагрузки.

При самостоятельном изготовлении необходимо провести следующий фронт строительных и важных работ:

  1. Для размеров строительного поребрика необходимо определиться с величиной профиля, на который и будет заливаться цемент.
  2. Пластины из металла вставляются в края профиля.
  3. Закладывается полиэтилен.
  4. Заливается один слой раствора. После высыхания – второй слой.
  5. Выкладывается кусок арматурины и все заливается третьим слоем.

Для того, чтобы уложить строительный поребрик, необходимо произвести следующую работу:

  1. Выкапывание небольшой траншеи под одну треть от всего строительного поребрика.
  2. Уплотнение почвы.
  3. Установка колышков для будущих поребриков.
  4. Засыпание траншеи смесью из песка и цемента.
  5. Контрольный замер колышков.
  6. Заготовка раствора из цемента.
  7. Установка и закрепление камня в траншее.

Обзор видов камней, произведенных по стандарту

Главной функцией бордюрного камня является создание преграды для грунта, который может попасть на проезжую часть или тротуар, когда выпадают осадки. Кроме того, это еще и декоративный элемент, а также он обеспечивает комфорт передвижения по дорогам и дорожкам. Главные признаки:

  • основной материал – бетон (существуют и армированные изделия);
  • значительная длина при малой площади торцевой части;
  • повышенная износоустойчивость.

Все без исключения характеристики описывает ГОСТ 6665-91. Разрешается использовать только стандартизованные бортовые камни, если выполняется монтаж дорог. Производятся они из пескобетона или тяжелого бетона, который содержит наполнитель в виде гравия. Определяющим фактором при выборе является также марка – рекомендуется состав не менее М300. Для южных и северных регионов используют разные материалы. Это обусловлено тем, что климат в южных регионах нестабильный, изменение температуры воздуха происходит многократно, соответственно, рекомендуется использовать материалы с большим количеством циклов заморозки/разморозки (F400 и выше).

Что это такое?

Достаточно заглянуть в ГОСТы, чтобы точно разобраться в тонкостях конструкций. Поребрики и бордюры используются для того, чтобы разграничивать различные участки. Например, конструкция может отделять проезжую часть от пешеходной зоны или тротуар от клумбы. Есть точные определения терминов.

Бордюр — камень для разделения 2 и более зон. Перед установкой в земле делают углубление, так называемое корыто. Плита утапливается в землю. Сам бордюр всегда идет вровень с асфальтом, плиткой, землей или любым другим материалом.

Поребрик — камень для разделения нескольких площадок. Перед установкой делать углубление в земле не обязательно. Нижняя часть не должна утапливаться в почве. Однако поребрик всегда выступает над уровнем обеих зон, для разделения которых устанавливается.

Стоит отметить, что сам термин «поребрик» происходит из русской архитектуры. В далеком прошлом особую кирпичную кладку использовали для украшения фасадных частей церквей. Один ряд прямоугольников укладывался ребром.

Бордюры же придумали древние римляне, чтобы защитить свои дороги от быстрого разрушения. Укладывались камни высотою около 50 см.

Уже в XIX веке появились декоративные растительные бордюры. Обычно они разделяли дорожки и газоны, клумбы.

Выходит, что изначально поребрики были каменными и высокими, а бордюры вовсе представляли собой живые растения. Сегодня же технологии развились до такой степени, что обе конструкции могут быть сделаны из бетона, мрамора, металла, дерева, пластика и других материалов. На улицах городов обычно устанавливают ограждения серых тонов, однако стоит отметить, что цвет может быть абсолютно любым и зависит непосредственно от материала. Самый широкий выбор при отделении элементов ландшафтного дизайна. В этой сфере прочность не имеет значения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector