Высота бортового камня над проезжей частью, гост бордюры дорожные
Содержание:
- Сколько весят садовые и тротуарные бордюры
- Вес бордюра
- Последствия неправильного расчета
- Изготовление бордюров своими руками: готовим бетон и заливаем формы
- МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
- Бордюр садовый и дорожный: в чем разница?
- Пластиковый бордюр — доступный аналог камню
- Бордюрный камень — изготовление своими руками
- Обзор видов камней, произведенных по стандарту
- Применение бордюра
- Есть ли ГОСТ на высоту дорожных бордюров?
- СНиП 35-01-2001 и ГОСТ 6665-91
- Нестандартные размеры бордюров
- Бортовой камень
- Нестандартные размеры бордюров
- Нормативное регулирование по ГОСту
Сколько весят садовые и тротуарные бордюры
Зачастую весовой показатель для оформления сада и тротуара небольшой. Прочные, привлекательные формы позволяет получать метод вибропрессования, как у плит согласно ГОСТ 17608 91 тротуарная плитка. Зачастую его масса варьируется в пределах от 35 до 50 килограмм. Садовый бордюр не нуждается в большем, поскольку не предполагает больших нагрузок.
Для укладки на проезжей части, как правило, выбирают бордюрный камень ГОСТ 6665 91, который обеспечивает достаточную степень надежности для передвижения автотранспорта.
Правильный вес бордюра в зависимости от его назначения соблюдается профессиональными мастерами при изготовлении бетонных изделий.
Источник
Вес бордюра
Вес бордюра является одним из главных показателей прочности бетонного изделия. Его высокая масса оказывает положительное влияние на надежность фиксации, а также длительную эксплуатацию. Данная продукция широко применяется в области строительства и оформлении придомовой территории. Показатель массивности одного метра продукции может варьироваться зависимо от назначения.
Бордюры для клумб используются в качестве заграждений в декоре садовых участков. А также могут служить как фиксатор при укладке садовых и парковых дорожек, тротуаров, автомобильных и пешеходных трасс. Компания “Тротуарная Плитка1” в Наро-Фоминске предлагает клиентам купить дорожный бордюр, изготовленный профессиональными специалистами с внушительным опытом работы. Получить более подробную консультацию, а также оформить заказ на бетонный поребрик можно по телефону.
Последствия неправильного расчета
В случае некорректного определения массы бордюрного камня, возможно наступление следующих негативных последствий:
- Просадка линии установки бордюров при строительстве дороги из-за неверного выбора основания под камни.
- Риск потери устойчивости бордюров из-за бокового давления, если неверно рассчитывается опрокидывающий момент, который также зависит от массы изделий.
- Заказ недостаточно мощного грузоподъёмного оборудования, которое не способно разгрузить автомобиль с бортовыми камнями.
- Составление ошибочной технологической карты и календарного графика работ для монтажа зоны благоустройства, что приводит к срыву сроков и удорожанию процесса.
- Проблемы при составлении графика производства работ, когда слишком тяжёлые изделия приходится устанавливать вручную.
- Приобретение некачественного или поддельного изделия из менее плотных материалов, что приводит к потере их физико-технических свойств и механическому разрушению.
Как правило, многие производственные компании указывают все характеристики в паспорте качества для каждой партии, включая вес одного камня, 1 погонного метра, а также поддона, в зависимости от количества изделий в отправочной марке. Это позволяет потребителям не утруждать себя расчётами, а заказать нужную технику и составить корректный ППР на монтаж отбортовки для дорожного полотна
Изготовление бордюров своими руками: готовим бетон и заливаем формы
Для самостоятельного создания ограждений из бетонного раствора понадобится:
- речной песок;
- цемент;
- пластификатор;
- пигментная добавка (для цветного ограждения);
- отработанное машинное масло.
Технология приготовления состоит из следующих этапов:
- Цемент, песок и щебень смешиваются в бетономешалке в пропорциях 1:3:4 соответственно. Сначала в бетономешалку засыпается половина порции песка и щебня, перемешивается, затем загружается цемент и полностью остатки щебня с песком. Сухая смесь переваливается в бетономешалке не менее 5 минут.
- Пластификатор растворяется в воде согласно инструкции и выливается в бетономешалку, затем постепенно заливается вода. Количество воды регулировать до тех пор, пока смесь не приобретет консистенцию вязкой массы.
- Разведенный в воде пигментный краситель добавить в раствор и перемешивать его еще в течение 5 минут.
- Форма для бордюров смазывается маслом — впоследствии готовое изделие будет легче вынуть.
- Полученный раствор заливается в форму и извлекается из нее при схватывании — по истечении не менее 2 суток.
Для повышения плотности и прочности изделий рекомендуется использовать вибростол — в формах с раствором из заливки будет удаляться весь воздух. Для бетонного раствора рекомендуется использовать цемент марок М400 или М500, так конструкция получится намного прочнее. А речной песок желательно просеять перед замешиванием, чтобы удалить примеси глины, которая может снизить прочность бетона.
Для дополнительной прочности в формы, наполовину заполненные раствором, укладывается арматура, которая затем заливается остатками раствора. Окончательно бетонное изделие наберет марочную прочность только через месяц, поэтому раньше монтировать бетонные блоки не рекомендуется.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
3.1. Испытание камней нагружением для контроля их прочности и трещиностойкости проводят по ГОСТ 8829.
Схема и положение камня при испытании приведены на черт. 1 и в табл. 7.
Р —
контрольная нагрузка.
Черт. 1
Таблица 7
Марка камня | Положение камня при испытании | l
, мм |
а,
мм |
БР300.30.15 | 3000 | 750 | |
БР300.30.18 | |||
БР300.45.18 | |||
БР300.60.20 | |||
БР600.30.15-A-IV | 6000 | 1500 | |
БР600.30.18-A-IV | |||
БР600.45.18-A-IV (A-V) | |||
БР600.60.20-A-IV (A-V) | |||
БУ 300.30.29 | 3000 | 750 | |
БУП300.30.32 | |||
БУП300.30.29 | |||
БУП300.30.32 | |||
БУП600.30.32 | 6000 | 1500 |
Максимальная ширина раскрытия трещин при испытании на прочность и трещиностойкость не должна превышать 0,2 мм.
Испытание камней нагружением проводят после достижения камнями прочности на сжатие в 28-дневном возрасте.
3.2. Прочность бетона на сжатие и растяжение при изгибе следует определять по ГОСТ 10180 или ГОСТ 17624, или ГОСТ 22690.
При изготовлении камней по способу вибропрессования, приводящему к изменению состава бетона, принимают поправочный коэффициент к прочности бетона контрольных образцов, устанавливаемый экспериментально в соответствии с требованиями ГОСТ 10180. При этом поправочный коэффициент следует принимать не менее 1.
3.3. Морозостойкость бетона определяют по ГОСТ 10060.0 — ГОСТ 10060.4 или ГОСТ 26134 при насыщении образцов бетона камней перед испытанием 5 %-ным водным раствором хлорида натрия.
При этом допускается снижение прочности на сжатие бетона образцов не более чем на 5 % и потеря их массы не более чем на 3 %.
3.4. Водопоглощение бетона камней определяют по ГОСТ 12730.3.
3.5. Удобоукладываемость бетонной смеси определяют по ГОСТ 10181.
3.6. Объем вовлеченного воздуха в бетонной смеси с воздухововлекающими добавками контролируют по ГОСТ 10181.
3.7. Контроль сварных арматурных изделий следует проводить по ГОСТ 10922 и ГОСТ 23858.
3.8. Силу натяжения арматуры, контролируемую по окончании натяжения, измеряют по ГОСТ 22362.
3.9. Размеры и положение арматурных изделий в камне, толщину защитного слоя бетона до арматуры следует определять по ГОСТ 17625 или ГОСТ 22904.
При отсутствии необходимых приборов допускается определение указанных параметров вырубкой борозд и обнажением арматуры камня с последующей заделкой борозд и мест обнажений арматуры мелкозернистым бетоном или бетоном, из которого изготовлен камень.
3.10. Размеры, отклонения от прямолинейности и перпендикулярности камней, ширину раскрытия технологических трещин, размеры раковин, наплывов и околов бетона следует проверять методами, установленными ГОСТ 26433.0 и ГОСТ 26433.1.
Длину криволинейных камней измеряют по верхнему краю выпуклой стороны, а отклонение профиля лицевой поверхности от номинальной кривизны проверяют шаблоном.
Бордюр садовый и дорожный: в чем разница?
Садовый бордюр, прежде всего, выполняет декоративную функцию – четко очерчивает форму клумб и газонов, выделяет дорожки и предотвращает разрушение их облицовки – тротуарной плитки или асфальта. Этот вид бортового камня отличается миниатюрными габаритами.
А вот для облагораживания стоянок, паркингов, площадок, дорог, придворовых территорий используют более высокий дорожный бордюр. Ввиду повышенных требований относительно прочности, при монтаже дорожного борта часто используется бетонное основание. Все виды бортового камня на заводе ЖБИ-4 производятся в строгом соответствии с действующими ГОСТами и ТУ.
Пластиковый бордюр — доступный аналог камню
Это отличное решение для оформления приусадебных участков. Такие садовые бордюры обычно обходятся дешевле бетонных аналогов, при этом намного удобнее в плане установки. Однако идеальных материалов не существует в природе, поэтому пластиковые бордюры тоже не лишены недостатков, но обо всем по порядку.
Плюсы и минусы пластика на садовой дорожке
Преимущества:
- Широкий ассортимент. Помимо обычных ленточных моделей, в продаже можно встретить декоративные элементы, имитацию природного камня, кирпича, дерева и металла.
- Практичность. В случае повреждения пластиковой секции, её можно легко заменить. С тротуарными бордюрами из бетона придётся повозиться намного дольше.
- Длительный срок эксплуатации. Пластик относится к категории долговечных материалов.
- Нейтральность к любой среде. Пластиковые изделия устойчивы к резким температурным перепадам, не боятся влажности, не выгорают на солнце.
- Привлекательный внешний вид. Такие бордюры выпускаются в разнообразной цветовой гамме, что открывает практически безграничные возможности для оформления приусадебных участков.
Нужно отметить, что пластик легко гнётся, что позволяет создавать извилистые дорожки.
Если говорить о недостатках, нарекания вызывают такие нюансы:
- Хрупкий пластик подвержен механическим повреждениям.
- Материал хорошо горит.
- Сомнительная экологическая безопасность.
Типовые размеры и монтаж
Ширина пластиковых бордюров варьируется в пределах 10-28 сантиметров, толщина: 0.5-2 мм.
Если говорить об особенностях монтажа, пластиковые изделия намного удобнее бетонных аналогов. Ключевое отличие заключается в том, что отпадает необходимость в предварительной подготовке участка. Вдоль дорожки или клумбы выкапывают траншею, глубиной около 10 см. Сюда забиваются заострённые колышки, которые имеются в основании пластиковых бордюров.
Секции скрепляются между собой замковыми соединениями. Бордюр выравнивается по уровню, затем траншею засыпают грунтом.
Бордюрный камень — изготовление своими руками
Процесс изготовления бортового камня состоит из двух основных этапов – подготовки инструментов, и материалов, сборки формы, собственно самого процесса заливки.
Материалы и инструменты
Для того чтобы сделать бортовой камень потребуются следующие инструменты:
- емкость для приготовления бетона или бетономешалка;
- шуфель;
- оцинкованное 12-ти литровое ведро;
- мастерок;
- глубинный вибратор (или перфоратор с насадкой-миксером);
- шуруповерт.
Для того чтобы сделать качественный дорожный бордюр потребуются следующие материалы:
- гравий с размером частиц от 20 до 40 мм;
- песок;
- цемент марки М400-М500;
- ДСП толщиной 18 мм для изготовления формы;
- вода;
- саморезы;
- пластиковый уголок.
Изготовление формы для заливки — бордюрный камень
Форма для заливки данных бетонных изделий изготавливается следующим образом:
- Из толстого ДСП делают коробку – внутренняя длинна и ширина коробки, высота от дна должны соответствовать аналогичным параметрам изделий которые планируется изготавливать. Все элементы коробки скрепляют оцинкованными прочными саморезами.
- Внутрь коробки крепят пластиковые уголки – расстояние между этими элементами определяет ширину будущего изделия.
- Из того же ДСП вырезают перегородки которые вставляя внутрь формы фиксируют с помощью уголков.
Рисунок 6. Самодельная форма для изготовления бордюрного камня
Для того чтобы при заливке формы бетоном ее не деформировало длинные стороны фиксируют между собой струбцинами
Изготовление бордюров
Изготовление бордюров из бетона своими силами состоит из следующих этапов:
- Приготовление рабочего раствора – во вращающийся ковш бетономешалки засыпают цемент, песок и гравий в соотношении 1:3:3, добавляют воду в таком количестве, чтобы готовый раствор имел консистенцию густой сметаны.
- Заливка рабочего раствора в форму – готовый бетон во все секции самодельной формы при помощи ведра.
- Уплотнение бетона при помощи глубинного вибратора или насадки-миксера на перфоратор.
- Застывание – форму с уплотненным бетоном стягивают с двух сторон при помощи струбцины и оставляют на 12-18 часов для затвердения.
- Выемка готового изделия из формы – после того как раствор в форме затвердел и набрал требуемую прочность с формы снимают струбцины, переворачивают ее и легкими постукиваниями по дну вынимают готовые изделия.
Обзор видов камней, произведенных по стандарту
Главной функцией бордюрного камня является создание преграды для грунта, который может попасть на проезжую часть или тротуар, когда выпадают осадки. Кроме того, это еще и декоративный элемент, а также он обеспечивает комфорт передвижения по дорогам и дорожкам. Главные признаки:
- основной материал – бетон (существуют и армированные изделия);
- значительная длина при малой площади торцевой части;
- повышенная износоустойчивость.
Все без исключения характеристики описывает ГОСТ 6665-91. Разрешается использовать только стандартизованные бортовые камни, если выполняется монтаж дорог. Производятся они из пескобетона или тяжелого бетона, который содержит наполнитель в виде гравия. Определяющим фактором при выборе является также марка – рекомендуется состав не менее М300. Для южных и северных регионов используют разные материалы. Это обусловлено тем, что климат в южных регионах нестабильный, изменение температуры воздуха происходит многократно, соответственно, рекомендуется использовать материалы с большим количеством циклов заморозки/разморозки (F400 и выше).
Применение бордюра
- Дорожный, характеризуемый как бетонный сборный, – продукт серого цвета, имеющий шероховатую поверхность. Лицевая сторона данного бордюра отличается тем, что на ней нанесена своеобразная ватерлиния, которая служит ограничительной чертой подъема сточных вод. В соответствии с ГОСТом 6665-91 дорожный бордюр должен иметь длину 1 000 мм, высоту 300 мм и ширину 150 мм.
- Магистральный – бортовой камень с наклонным профилем, что позволяет коммунальным службам производить уборку проезжей части более комфортно. Обычно такой бордюр укладывается в населенных пунктах, но не редки случаи его использования при строительстве магистралей за городом. Длина магистрального бордюра составляет – 1 000 мм, ширина – 180 мм, ширина – 300 мм.
- Радиусный – находит свое применение на тех участках дороги, где проезжая часть закругляется без превышения радиуса в 10 м. Длина изделия может доходить до 1 000 мм при условии, что она не будет меньше 780 мм, ширина – 300 мм, высота – от 300 до 320 мм.
- Имеющий скошенный профиль – бордюр, устанавливаемый в местах заезда транспортных средств на тротуары, а также там, где наличествуют парковки.
Есть ли ГОСТ на высоту дорожных бордюров?
Для того, чтобы урегулировать вопрос о высоте дорожных бордюров, вам нужно обратить внимание на два документа. ГОСТ 52289-2004 является действующим документом и поможет вам разобраться в правильном устройстве дорожных ограждений, в том числе и бордюров
Обратите особое внимание на пункт 8 и прилегающие к нему таблицы. Называется данный ГОСТ » Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Следующий документ — ГОСТ Р 53767-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Методы определения параметров». Здесь в пунктах 4.2.4. и 4.2.5. ясно говорится, что высота бордюра в любой его точке не должна превышать десять сантиметров. Измерять высоту бордюра нужно специальной измерительной линейкой, согласно ГОСТу 427, либо специальным уровнем по ГОСТу 9392. Для этого лучше всего пригласить специалистов.
Вообще, верх бордюра чисто визуально выглядит как край тротуара. Если видны отклонения невооруженным глазом, значит, без сомнения, были нарушены правила устройства.
СНиП 35-01-2001 и ГОСТ 6665-91
Интересно, что документ (строительные нормы и правила), который должен помочь велосипедистам преодолевать бордюрный камень и легко въезжать на тротуары, предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения. Тут интересы велосипедистов совпадают с интересами инвалидов-колясочников. А так как Россия подписалась под Декларацией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей в 1975 году, то и в законодательстве существуют статьи, которые нам, велосипедистам, полезны.
Цитата из действующего СНиП 35-01-2001:
3.4 Высоту бордюров по краям пешеходных путей на участке рекомендуется принимать не менее 0,05 м . Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м .
Этот «снип» (строительные нормы и правила) входит в международный Классификатор ISO 91.040.01, обеспечивающий инвалидам возможность вести активный образ жизни.
Нестандартные размеры бордюров
Согласитесь, для обустройства приусадебного участка такие большие и массивные бордюры не нужны. Вернее, очень редко нужны. Разве что самые маленькие для того, чтобы отгородить дорожку для авто от газона/огорода. Тут их прочность потребуется, чтобы вся красота не разъезжалась. А остальные применимы при устройстве дорог.
Для садовой и подъездной дорожки такие варианты более приемлемы. Они не только выглядят лучше, но и весят, и стоят меньше
Поэтому производители той же тротуарной плитки делают бордюры по собственным размерам. Называют такие изделия газонными или садовыми бордюрами. Кстати, стандарт не запрещает изготавливать бордюрные камни других размеров. Только они должны иметь прочность не ниже B22.5 и морозостойкость не ниже F200. Можно встретить такое название, как бордюр типового размера. Это о том, что такой габарит встречается часто. Но не о том, что он прописан в стандарте. Вот какие можно найти размеры бордюров для дорожек в саду или во дворе:
- 500*200*80, вес одной штуки около 20 кг;
- 390*190-90 и массой около 15 кг;
- 500*240*35, вес 9 кг.
Есть даже с каким-то рисунком. Но это на любителя, конечно
В общем, размеры бордюров есть разные. Длина от 80 см до 40 см, высота — около 200 мм, ширина — от 3.5 см до 10 см. Они могут быть «стандартного» серого цвета. Цветные стоят чуть дороже. Цвета, обычно те же, что и у тротуарной плитки. Чаще всего это красный, коричневый, зеленый, иногда желтый. Учтите, что цвета не «чистые», а с примесью серого цвета цемента.
Гранитные бордюры укладывают с гранитной плиткой
Есть еще гранитные бордюры. Они бывают также нескольких размеров:
- длина от 70 см до 2 метров,
- ширина — от 80 мм до 200 мм,
- высота — от 150 мм до 600 мм (150, 200, 300, 400 и 600 мм).
Гранитные бордюры, конечно, красивы и очень долговечны, но они имеют очень большую массу и очень высокую цену.
Бортовой камень
Наименование изделия,марка, тип | Геометрические размеры, мм | Объем бетона, м3 | Вес изделия, тн | ~ Норма загрузки 1 а/м, шт |
---|---|---|---|---|
БР 100.30.18 | 1000х300х180 | 0,052 | 0,120 | 156-168 |
БР 100.30.15 | 1000х300х150 | 0,043 | 0,100 | 200 |
БР 100.45.15 | 1000х450х150 | 0,058 | 0,145 | 132 |
БР 100.45.18 (блок Б-5) | 1000х450х180 | 0,066 | 0,167 | 117 |
БР 100.20.8 | 1000х200х80 | 0,014 | 0,035 | 560 |
БР 50.20.8 | 500х200х80 | 0,008 | 0,020 | 960 |
Камень бордюрный – для строительства и благоустройства автодорог, парковок, газонов, пешеходных зон, парковых территорий, частных приусадебных хозяйств и т.п.
Камень бортовой является многофункциональным элементом благоустройства территорий. Бордюрный камень укрепляет дорожное полотно, разделяет проезжую часть от пешеходной зоны (газонов), используется для водоотвода, направляя ливневые стоки с проезжей части в специальные водосбросные конструкции, выполняет декоративную функцию, играет огромную роль в организации безопасности дорожного движения. В зависимости от области применения и от функциональной нагрузки, бордюрные камни подразделяют на два основных типа: для дорожного строительства (дорожный, магистральный) и для благоустройства территорий (бордюр садовый, тротуарный, газонный). В дорожном строительстве применяют высокопрочные бортовые камни длиной от 1-го до 3-х метров, высотой от 30-ти до 45-ти см, толщиной – 15-18 см. (БР 100.30.15, БР 100.30.18, БР 100.45.18). При благоустройстве территорий используют садовый бордюрный камень различных цветов и размеров, он тоньше дорожного, так как не предназначен для выдерживания серьезных нагрузок и, в основном, носит декоративную функцию. Применение бордюрного камня различных цветов, позволяет существенно сократить эксплуатационные расходы, полностью исключаются затраты, связанные с систематической окраской бордюров для придания им эстетического вида.
Благодаря высокому спросу, производство бордюрного камня освоено на многих предприятиях ЖБИ. В производстве, наиболее широкое распространение получил метод полусухого вибропрессования (на основе песчано-цементных бетонов), позволяющий изготавливать бордюрные камни различных расцветок, в большом количестве, с идеальной геометрией, с высокими показателями по прочности и морозостойкости. Бордюрные камни производятся серийно, для удобства транспортировки и предотвращения повреждения, продукцию упаковывают и укладывают на деревянные поддоны.
Продукция производится методом вибропрессования и отгружается на возвратных поддонах.
Доставка осуществляется автомобильным транспортом грузоподъемностью 18-20 тонн.
Нестандартные размеры бордюров
Согласитесь, для обустройства приусадебного участка такие большие и массивные бордюры не нужны. Вернее, очень редко нужны. Разве что самые маленькие для того, чтобы отгородить дорожку для авто от газона/огорода. Тут их прочность потребуется, чтобы вся красота не разъезжалась. А остальные применимы при устройстве дорог.
Для садовой и подъездной дорожки такие варианты более приемлемы. Они не только выглядят лучше, но и весят, и стоят меньше
Поэтому производители той же тротуарной плитки делают бордюры по собственным размерам. Называют такие изделия газонными или садовыми бордюрами. Кстати, стандарт не запрещает изготавливать бордюрные камни других размеров. Только они должны иметь прочность не ниже B22.5 и морозостойкость не ниже F200. Можно встретить такое название, как бордюр типового размера. Это о том, что такой габарит встречается часто. Но не о том, что он прописан в стандарте. Вот какие можно найти размеры бордюров для дорожек в саду или во дворе:
- 500*200*80, вес одной штуки около 20 кг;
- 390*190-90 и массой около 15 кг;
- 500*240*35, вес 9 кг.
Есть даже с каким-то рисунком. Но это на любителя, конечно
В общем, размеры бордюров есть разные. Длина от 80 см до 40 см, высота — около 200 мм, ширина — от 3.5 см до 10 см. Они могут быть «стандартного» серого цвета. Цветные стоят чуть дороже. Цвета, обычно те же, что и у тротуарной плитки. Чаще всего это красный, коричневый, зеленый, иногда желтый. Учтите, что цвета не «чистые», а с примесью серого цвета цемента.
Гранитные бордюры укладывают с гранитной плиткой
Есть еще гранитные бордюры. Они бывают также нескольких размеров:
- длина от 70 см до 2 метров,
- ширина — от 80 мм до 200 мм,
- высота — от 150 мм до 600 мм (150, 200, 300, 400 и 600 мм).
Гранитные бордюры, конечно, красивы и очень долговечны, но они имеют очень большую массу и очень высокую цену.
Нормативное регулирование по ГОСту
Чтобы узнать о требованиях к качеству ж/б и бетонных бордюров, достаточно заглянуть в официальные документы. Это ГОСТ 6665-91, а также документ ГОСТ 6665-82. Первый документ является более усовершенствованным вариантом второго, но в целом требования в них будут схожими:
- Камень изготавливается из мелкозернистого тяжелого бетона плотной текстуры.
- Предназначен для отделения проезжей части от тротуаров, газонов, остановок общественного транспорта.
- Бортовые камни могут быть прямыми, въездными или криволинейными. На каждый тип изделия существует своя маркировка.
- Могут изготавливаться из бетона, имеющего прочность на сжатие В22,5, В30.
- Верхние и нижние грани камней должны быть перпендикулярны друг другу.
- Камни длиной до 1 метра изготавливают из мелкозернистого бетона путем вибропрессования. Изделия длиной 3-6 метров делают из тяжелого бетона, обязательно армируют конструкцию.
- Маркировка бортового камня состоит из нескольких буквенных значений: первая группа – это тип, длина, высота и ширина, радиус кривизны. Вторая группа – это класс напрягаемой арматуры. Например, БК100.30.18.8, что означает Бортовой камень длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с радиусом кривизны 8 метров.
- Камни должны быть прочными и устойчивыми к трещинам.
Водопоглощение изделий по массе не должно превышать 6% для мелкозернистого бетона и 5% для тяжелого бетона. Водоцементное соотношение не должно превышать 0,40. Смеси бетона для изготовления такого камня должны соответствовать ГОСТ 7473.