Зачем нужен этот необычный агрегат? назначение и принцип работы элеватора в системе отопления

Содержание:

Элеваторная установка с регулируемым соплом

С помощью новейших моделей элеваторов, оснащенных автоматикой, можно существенно экономить тепло. Это достигается путем регулирования температуры теплоносителя в зоне его выхода. Для достижения этой цели можно понижать температуру в квартирах ночью либо в дневное время, когда большинство людей находится на работе, учебе и пр.

Экономичный элеваторный узел отличается от обычного варианта наличием регулируемого сопла. Эти детали могут иметь различную конструкцию и уровень регулировки. Коэффициент смешения у аппарата с регулируемым соплом изменяется в пределах от 2 до 6. Как показала практика, этого вполне достаточно для отопительной системы жилого здания.

Устройство элеватора по функциональным системам

Устройство элеватора представляет собой комплекс из силосов, транспортных и подготовительных систем, средств контроля и внутренней логистики. Элеватор для зерна является промышленным объектом, в котором состав оборудования и устройство всех систем стандартизированы, нацелены на выполнение основной задачи — обеспечить сохранность зерна в пределах кондиции, установленной как стандарт хранения. В состав большей части элеваторов входит функционально необходимый набор оборудования.

Приемные системы и оборудование

Приямки, бункеры, гидравлические подъемники для автомобилей, пневморукава для разгрузки вагонов и судов применяются для выгрузки зерна во временные емкости. Состав определяется в зависимости от логистики, в малых хозяйствах достаточно оборудовать элеватор устройствами для разгрузки автомобилей.

Оборудование для очистки и подготовки зерна

Технологическая цепь элеватора может включать комплексы КЗС и ЗАВ как модульные готовые решения. Возможна установка очистительного, аспирационного, и иного оборудования отдельными линиями. Элеватор для зерна может принимать материал после первичной очистки либо работать с уже готовым кондиционным зерном.

Внутренний технологический транспорт элеватора

Это набор оборудования и машин для перемещения зерновой массы. В него обычно включаются:

  • система пневмотранспорта;
  • горизонтальные и наклонные скребковые транспортеры;
  • ковшовые нории для подъема зерна;
  • транспортеры и рукавные загрузочные устройства для подачи зерна в силосы;
  • шнековые транспортеры для подачи зерна на оборудование и разгрузки силосов;
  • система самотеков с заглушками, заслонками и другими устройствами для управления потоками зерна.

Оборудование для аспирации

В зависимости от конкретного узла элеватора применяются аспирационные системы с циклонами и батареями циклонов, способные выделить пыль и мелкие включения из воздуха.

Основные недостатки

Невзирая на то, что элеваторный узел имеет множество достоинств, у него существует и один значительный недостаток. Просто в схеме элеватора не предусмотрена возможность регулировки температуры выходящего теплового носителя.

https://youtube.com/watch?v=I4ka2gBfsWo

Если показатели температуры воды в обратном контуре указывают на то, что она очень горячая, то нужно будет ее снизить. Решить эту задачу можно лишь с помощью уменьшения размера сопла, но это можно не всегда выполнить ввиду особенности конструкции оборудования.

В некоторых случаях отопительный узел оснащают электрическим приводом, благодаря которому можно откорректировать размер сопла. Он передвигает главный элемент конструкции — дроссельную конусную иголку. Эта игла передвигается на определенное расстояние в отверстие внутри сопла. Глубина передвижения дает возможность менять диаметр сопла и этим регулировать температуру теплового носителя.

На валу можно установить как ручной привод в форме рукояти, так и дистанционно управляемый электродвигатель.

Нужно сказать, что установка этого температурного регулятора дает возможность усовершенствовать общую отопительную систему с тепловым узлом без значительных материальных затрат.

Общее описание

Прежде чем разбираться со схемой элеваторного узла отопления, нужно сказать, что по своей конструкции элеватор собой представляет некого рода циркуляционный насос, который находится в отопительной системе вместе с измерителями давления и запорной арматурой.

Тепловые элеваторные узлы в своей работе выполняют ряд функций. Для начала, это электронное устройство распределяет давление в отопительной системе, чтобы вода потребителям доставлялась в батареи отопления с определенным давлением и температурой. Во время циркуляции по трубам от котельной до многоэтажных домов объем теплового носителя в контуре увеличивается почти в два раза. Это может происходить, только если есть запас воды в отдельной герметичной емкости.

Чаще всего из котельной подается тепловой носитель, температурой около 110-160℃. Для бытовых нужд, в плане безопасности эти высокие температурные показатели недопустимы. Максимальный температурный режим теплоносителя в контуре не может быть более 90℃.

Из данного видео узнаем принцип работы элеваторного узла отопления:

Также примечательно, что в СНиП на сегодняшний день указан температурный норматив теплоносителя в диапазоне 65℃. Но для экономии ресурсов активно идет обсуждение относительно снижения этого норматива до 55℃. С учетом мнения экспертов потребитель не ощутит значительного отличия, а в качестве дезинфекции тепловой носитель раз в сутки будет необходимо нагревать до 75℃. Однако эти изменения в СНиП еще не приняты, так как нет точного мнения относительно эффективности и целесообразности этого решения.

Этот прибор позволяет не допустить следующих последствий:

  • если разводка сделана из пропиленовых или пластиковых труб, то она не рассчитана на подачу горячего теплового носителя;
  • не все трубы отопления рассчитаны на продолжительное действие повышенной температуры под высоким давлением — эти условия приведут к их быстрому выходу из строя;
  • очень горячие радиаторы отопления при неаккуратном обращении могут привести к ожогам.

Изучаем типовой чертеж цементного силоса

На чертеже цементного силоса показано размещение основных элементов конструкции.

Силос устанавливается вертикально. По загрузочному трубопроводу с насосом подается цемент на хранение. Загрузка цемента может осуществляться внутри или снаружи силоса. В верхней части силоса устанавливают воздушный фильтр и люк для обслуживания. По кровле размещается галерея с трубопроводами, фильтрами и переключателями. Конус нижней части имеет специальное отверстие для подачи цемента с заслонкой — шибером. Металлические опоры силосов большой вместимости поднимаются над железнодорожными путями, где устанавливают весы. Затем грузят в вагоны или автомобильный транспорт.

Особенности проектирования силоса для цемента

Хранилища цемента радиусом до 6.0 м устанавливают по проекту в 1 ряд, радиусом более 6,0 м — в 2 ряда. Такая практика проектирования учитывает устойчивость конструкций. Силосные сооружения рассчитываются по СП 20.13330.

Проектом учитывают нагрузки:

  • временные длительные (вес цемента, его трение о стенки конструкций, вес пневмотранспорта, фильтров и другие);
  • кратковременные,
  • силосы монолитные из металла проектируются с учетом одинаковых групп нагрузок;
  • в дополнение стальные силосы проверяют на устойчивость, учитывая температурные колебания,
  • опоры рассчитывают, как защемленные в фундамент стойки.

Для силосных цилиндров кроме раздела проекта КМ (конструкции металлические) разрабатывают раздел проекта КМД (конструкции металлические деталировочные) и раздел КЖ (конструкции железобетонные) для фундаментов.

Чтобы начать разработку проекта фундаментов необходимы данные геологических и гидрогеологических исследований; сведения о наличии подземных и наземных коммуникаций. Тип фундамента определяется расчетом при проектировании. Чаще выполняется бетонная монолитная плита с армированием. На скальных грунтах проектируют отдельно стоящие ленточных или сборные фундаменты. Фундамент на сваях проектируется, если грунты имеют осадку.

Конструктивные решения проекта необходимо увязать с инженерными решениями, проектом подъездных путей и вспомогательных сооружений на площадке. Грамотно выполненный проект соответствует градостроительным и экологическим регламентам.

Проект проходит необходимые согласования, затем заключается договор на авторский надзор между заказчиком и проектировщиком и можно приступать к строительству.

Техника

Наверное, наиболее важной растительной культурой является разновидность злаковых. А особенно пшеница, ячмень и рожь. Возделывать и выращивать их стали еще наши предки десятки тысяч лет назад

Они быстро поняли, что заниматься их разведением самим куда выгоднее и продуктивнее, чем довольствоваться редкими находками дикой пшеницы и прочего. Именно так и появилось первое земледелие

Возделывать и выращивать их стали еще наши предки десятки тысяч лет назад. Они быстро поняли, что заниматься их разведением самим куда выгоднее и продуктивнее, чем довольствоваться редкими находками дикой пшеницы и прочего. Именно так и появилось первое земледелие.

Зерновые культуры оставались важнейшим пищевым ресурсом на протяжении всей человеческой истории. Но постепенно, с ростом числа населения и началом эпохи индустриализации, потребовались новые методы ее сбора, обработки и хранения. И наиболее распространенные технические комплексы, которые этим и занимаются, называются элеваторами. Правда, это слово имеет еще несколько значений, но обо всем по порядку. Так что такое элеватор? Об этом мы и поговорим.

2 Принцип работы элеватора

Корпуса элеватора, как отмечалось ранее, сблокированы между собой и с административно-производственным зданием, в котором расположено все технологическое, а также транспортное оборудование.

Итак весь принцип работы состоит из нескольких этапов:

  1. Прием и подработка зерна на элеваторе. Оно доставляется на авто, железнодорожным либо водным транспортом. Разгрузка производится специальными устройствами.
  2. Обработка зерна на элеваторе. После взвешивания зерно, поступившее в рабочую башню посредством норий проходит через зерноочистительные машины-сепараторы, избавляясь от всевозможных примесей.
  3. Хранение зерна на элеваторе. Зерно хранится в силосах, часть из которых оснащена установками для дезинфекции и активного вентилирования. Температура зернового продукта измеряется термоподвесками, которые устанавливаются на разных уровнях.

2.1 Взаимодействие всех процессов во время работы зернового элеватора

При разгрузке (прием зерна) из автотранспорта используют подземные бункера, сообщенные нижней транспортерной галереей с нориями рабочей башни элеватора. Нория – это устройство ковшового типа для перемещения грузов в вертикальном направлении. Авторазгрузчик снимает зерно через боковой либо задний борт. Выгрузка из железнодорожных вагонов происходит также с использованием приемных бункеров.

Загрузка зерновозов из элеватора

Из водных судов зерновой продукт выгружают посредством пневматических установок. Учет зерна на элеваторе осуществляется путем взвешивания с использованием автомобильных и вагонных платформенных весов. Зерно, доставленное водным транспортом, взвешивается ковшовыми весами элеватора. Таким образом, когда происходит прием зерна, его подсчитывают путем взвешивания тем или иным способом. Итак, данный процесс называется учетом зерна на элеваторе.

После обработки зерна, происходит сушка зерна в зерносушилках. По завершении сушильного процесса зерно с помощью верхнего конвейера поступает на надсилосный транспортер со сбрасывающей тележкой, разгружающей зерно в силос для дальнейшего хранения.

2.3 Из чего состоит зерновой элеватор?

Общепринятый типовой агрегат состоит из следующих отделений:

  • весовое отделение;
  • приемное отделение (для разгрузки автотранспорта и ж/д вагонов);
  • рабочая башня, в ней установлены агрегаты для предварительной, первичной и если возникает необходимость, то для вторичной очистки зерна, а также система для очистки от легких примесей, аспирации;
  • сушильное отделение, состоит из емкостей для накопления влажных и сухих материалов и требуемое количество сушилок различных модификаций оснащенных горелками под соответствующий вид топлива;
  • отделение хранения, представляет собой силосы (емкости), расположенные в один ряд или сблокированные в несколько взаимосвязанных рядов, что дает возможность хранить различные культуры либо разные сорта одной и той же культуры в одном элеваторе;
  • отделение отгрузки, система бункеров-хоперов для отгрузки продукции в авто и ж/д транспорт;
  • металлоконструкции (норийные вышки, транспортерные мосты и галереи);
  • транспортное оборудование соединяет все маршруты элеватора (транспортеры различных модификаций и видов, также нориями);
  • электрические и автоматизированные системы (освещение, датчики, кабельная продукция и пр.);

Элеватор старого образца

2.4 Какие бывают зерновые элеваторы?

В зависимости от своего целевого назначения элеваторы зерновые подразделяются на следующие основные виды:

  • заготовительные или хлебоприемные (емкость 15-100 тысяч тонн, прием от хозяйств зерна, производят очистку, сушку и отгрузку потребителю);
  • производственные (емкость 10-150 тысяч тонн, возводят при мельницах, крупяных, комбикормовых, крахмалопаточных заводах и т.д.;
  • базисные (емкость 100-150 тысяч тонн, служат для длительного хранения зерна получаемого и отправляемого посредством железнодорожного транспорта вагонными нормами);
  • портовые и перевалочные (емкость 50-100 тысяч тонн, сооружаются в местах перевалок зерна с одного вида транспорта на другой — морские порты, крупные железнодорожные станции).

Самый первый силосный зерновой агрегат был построен в США в 1845 году в Дулуте. На постсоветском пространстве первый силосный элеватор сконструирован в 1887 году в Нижнем Новгороде.

Составные элементы элеватора и оборудование

Элеватор – это не одно здание, это комплекс объектов, взаимосвязанных между собой. Объекты следующие:

В список оборудования, необходимого для функционирования элеватора, входят:

  • нории, которые необходимы для доставки зерна на взвешивание, очистку от примесей и сушку. Вертикальная лента непрерывно совершает цикличное движение, внизу зачерпывает ковшами зерно, в верхней точке ковши опрокидываются, высыпая содержимое;
  • винтовой конвейер, с помощью которого зерновая культура передается на транспортеры, сбрасывающие ее в силосное сооружение;
  • оборудование для загрузки и разгрузки зерновых культур.

Назначение элеватора в системе отопления

Теплоноситель, выходящий из котельной или ТЭЦ, имеет высокую температуру – от 105 до 150 °С. Естественно, что подавать в систему отопления воду с такой температурой недопустимо.

Нормативными документами эта температура ограничена пределом 95 °С и вот почему:

  • в целях безопасности: можно получить ожоги от прикосновения к батареям;
  • не всякие радиаторы могут функционировать при высоких температурных режимах, не говоря уже о полимерных трубах.

Снизить температуру сетевой воды до нормируемого уровня позволяет работа элеватора отопления. Вы спросите – а почему нельзя сразу направить в дома воду с требуемыми параметрами? Ответ лежит в плоскости экономической целесообразности, подача перегретого теплоносителя позволяет передать с одним и тем же объемом воды гораздо большее количество тепла. Если температуру снизить, то придется увеличить расход теплоносителя, а следом существенно вырастут диаметры трубопроводов тепловых сетей.

Итак, работа элеваторного узла, установленного в тепловом пункте, состоит в снижении температуры воды путем подмешивания в подающий трубопровод остывший теплоноситель из обратки. Следует отметить, что данный элемент считается устаревшим, хотя до сих пор повсеместно используется. Сейчас при устройстве тепловых пунктов применяются смешивающие узлы с трехходовыми клапанами либо пластинчатые теплообменники.

Что такое элеваторный узел?

Элеваторный или тепловой узел – это приспособление, одновременно выполняющее функции инжекционного насоса. Главное предназначение такой конструкции заключается в повышении давления в отопительных сетях и увеличении прокачки и объема теплового носителя в магистрали.

Элеватор отопления позволяет транспортировать по магистрали теплоноситель с температурой +150°С, что повышает энергоэффективность системы отопления. Если сравнить теплоотдачу определенного объема жидкости с температурой +90°С с таким же объемом жидкости с температурой 150 градусов, то количество транспортируемой тепловой энергии во втором случае будет значительно больше.

Описывая элеваторный узел системы отопления и что это такое, стоит отметить, что такие устройства позволяют быстро перемещать по магистрали теплоноситель с температурой выше точки кипения без преобразования жидкости в пар. Это достигается благодаря тому, что в сети постоянно поддерживается высокое давление.

Схема и принцип работы

Схема элеваторного узла отопления довольно простая. Внешне конструкция напоминает громоздкий тройник из металлических труб, каждая из которых на конце имеет соединительный фланец.

Типовая схема элеваторного узла отопления выглядит следующим образом:

  • Левый патрубок напоминает сопло, которое сужается до необходимого расчетного диаметра.
  • После него следует цилиндр камеры смешивания.
  • Снизу находится патрубок для присоединения обратного трубопровода.
  • С правой стороны есть еще один патрубок. Это специальный диффузор с расширением, направляющий нагретый теплоноситель в отопительную систему.

Рассмотрев устройство элеватора теплового узла, стоит разобраться в его подключении. К левому патрубку подключается подающая магистраль отопительной централизованной сети. К нижнему патрубку подключается трубопровод с обраткой. С двух сторон устанавливаются отсекающие задвижки и сетчатые фильтры грубой очистки.

Важно! Конструкция теплового узла обязательно дополняется датчиками температуры, манометрами и тепловыми счетчиками. Если рассматривать тепловой узел в многоквартирном доме, принцип работы устройства заключается в следующем:. Если рассматривать тепловой узел в многоквартирном доме, принцип работы устройства заключается в следующем:

Если рассматривать тепловой узел в многоквартирном доме, принцип работы устройства заключается в следующем:

  • При прохождении теплоносителя через патрубок с соплом его скорость увеличивается за счет повышенного давления жидкости в магистрали. Это позволяет добиться эффекта инжекционного насоса. Благодаря соплу обеспечивается более эффективная циркуляция жидкости в трубопроводах.
  • При попадании воды в смесительную камеру напор уменьшается. При прохождении струи через диффузор в камере смешивания среда разрежается. Благодаря эффекту инжекции жидкость с большим давлением увлекает за собой воду из обратной магистрали.
  • Охлажденные и нагретые потоки перемешиваются в камере элеватора. В итоге при выходе из диффузора теплоноситель имеет температуру в пределах 95 градусов.

Важно! Для эффективной работы элеваторного узла разница давлений в подающей и обратной магистрали должна быть в определенных пределах, чтобы преодолевать гидравлическое сопротивление жидкости

Плюсы и минусы теплового узла

Элеваторный узел системы отопления имеет следующие преимущества:

  • Приемлемая стоимость и простота конструкции делают элеватор востребованным, несмотря на его внушительный «возраст».
  • Это энергонезависимое устройство не нуждается в электроснабжении для работы.
  • Благодаря наличию элеватора отопления сечение магистрального трубопровода можно сделать меньше, что позволяет сэкономить на его устройстве.

Минусы этого приспособления заключаются в невозможности регулировки температуры теплоносителя. Однако этот недостаток можно нивелировать использованием приборов для регулировки диаметра сопла. В таком случае контроль над температурой осуществляется управлением скоростью потока, что сказывается на степени разрежения в смесительной камере.

2 Принцип работы элеватора

Корпуса элеватора, как отмечалось ранее, сблокированы между собой и с административно-производственным зданием, в котором расположено все технологическое, а также транспортное оборудование.

Итак весь принцип работы состоит из нескольких этапов:

2.1 Взаимодействие всех процессов во время работы зернового элеватора

При разгрузке (прием зерна) из автотранспорта используют подземные бункера, сообщенные нижней транспортерной галереей с нориями рабочей башни элеватора. Нория – это устройство ковшового типа для перемещения грузов в вертикальном направлении. Авторазгрузчик снимает зерно через боковой либо задний борт. Выгрузка из железнодорожных вагонов происходит также с использованием приемных бункеров.

Загрузка зерновозов из элеватора

Из водных судов зерновой продукт выгружают посредством пневматических установок. Учет зерна на элеваторе осуществляется путем взвешивания с использованием автомобильных и вагонных платформенных весов. Зерно, доставленное водным транспортом, взвешивается ковшовыми весами элеватора. Таким образом, когда происходит прием зерна, его подсчитывают путем взвешивания тем или иным способом. Итак, данный процесс называется учетом зерна на элеваторе.

После обработки зерна, происходит сушка зерна в зерносушилках. По завершении сушильного процесса зерно с помощью верхнего конвейера поступает на надсилосный транспортер со сбрасывающей тележкой, разгружающей зерно в силос для дальнейшего хранения.

Общепринятый типовой агрегат состоит из следующих отделений:

Элеватор старого образца

2.4 Какие бывают зерновые элеваторы?

В зависимости от своего целевого назначения элеваторы зерновые подразделяются на следующие основные виды:

Самый первый силосный зерновой агрегат был построен в США в 1845 году в Дулуте. На постсоветском пространстве первый силосный элеватор сконструирован в 1887 году в Нижнем Новгороде.

Возможные неисправности и ремонт

Невзирая на надежность оборудования, в некоторых случаях элеваторный отопительный узел может давать сбои. Горячий теплоноситель и повышенное давление быстро находят уязвимые участки и провоцируют выход из строя этого устройства. Это неизбежно происходит, если отдельные элементы имеют некачественную сборку, расчет размера сопла произведен неправильно, а также из-за появления засоров.

Шум в отопительном трубопроводе. Элеваторный узел отопления во время своей работы может создавать шум. Если это отмечается, это значит, на выходе сопла во время эксплуатации появились неровности или трещины.

Причина образования этих дефектов заключается в перекосах сопла, которые вызваны подачей горячей воды под высоким давлением. Это может случиться, если чрезмерный напор не дросселируется расходным регулятором.

Неверный температурный режим

Качественную работу отопительного элеватора можно поставить под сомнение, если температура на входном и выходном контуре значительно отличается от температурного графика. Вероятней всего, причиной для этого является завышенный размер сопла.

Неправильный расход теплоносителя

Неисправный дроссель может привести к изменению расхода теплоносителя в отличие от проектного показателя.

Это нарушение можно с легкостью определить за счет изменения температуры в подающей и обратной трубе. Проблему можно решить с помощью ремонта расходного регулятора.

Неисправные части узла

Если схема подключения системы отопления к наружной магистрали независима, то причину некачественной работы элеватора могут вызвать неисправные водонагревательные элементы, циркуляционные насосы, защитная и запорная арматура, различные утечки в оборудовании и трубах, выход из строя регуляторов.

К главным причинам, которые негативно влияют на принцип работы и схему насосного оборудования, относится разрушение эластичных мембран в соединениях валов электрического двигателя и насоса, износ подшипников и выход из строя посадочных участков под них, появление трещин и неровностей на корпусе, протекание сальников. Все вышеперечисленные поломки можно устранить только с помощью ремонта.

Засоры и загрязнения

Засоры являются одной из самых частых причин некачественного теплоснабжения. Их появление обусловлено попаданием грязи в отопительную систему, если грязевые фильтры не справляются со своей задачей. Увеличить проблему могут и наросты коррозий внутри трубопровода.

Уровень загрязнения фильтров можно узнать по данным манометров, которые установлены возле фильтра и за ним. Сильный перепад давления сможет подтвердить или опровергнуть предположение об уровне загрязненности. Для очистки фильтров необходимо вывести грязь через спускные клапаны, которые находятся внизу корпуса.

Любые замечания, которые не влияют на работу системы отопления, в непременном порядке должны быть зарегистрированы в специальной документации, ее необходимо включить в план капитальных или текущих работ по ремонту оборудования. Устранение неисправностей необходимо производить в летнее время перед сезоном отопления.

Обеспечить в квартирах многоэтажных домов оптимальную температуру в зимнее время можно только путем подачи в радиаторы горячего теплоносителя. Нагрев воды до рабочих показателей осуществляется с помощью специального теплового узла – элеватора, установленного в подвальном помещении дома или в котельной. О том, что это за приспособление и как оно функционирует, расскажем далее в статье.

Основные неисправности элеваторов

Среди достоинств устройства имеется несколько его недостатков, среди которых:

  • не допускается сильный перепад давления, который возникает в двух трубах (подающей и обратной);
  • допустимой нормой перепада давления является 2 Бар;
  • устройство не позволяет регулировать температуру теплоносителя на выходе из системы;
  • каждый элемент элеваторного узла нуждается в составлении расчетов, без чего невозможна точность их работы.

Среди частых случаев неисправностей, происходящих с данными устройствами, бывают:

  • засорение грязевиков;
  • засор всего оборудования;
  • выход из строя арматуры;
  • увеличение диаметра сопла, происходящее со временем и затрудняющее возможность регулировки температуры воды в отопительных трубах;
  • поломка регуляторов.

Один из примеров засорения грязевиков

Частыми причинами неисправностей являются различные засоры оборудования и увеличивающееся в диаметре сопло. Любая неисправность быстро дает о себе знать сбоем в работе узла. В системе возникает резкий перепад температуры теплоносителя. Серьезным перепадом является изменение температуры на 5С. В подобных случаях требуется диагностика конструкции и проведение ее ремонта.

Сопло увеличивается в своем диаметре по двум главным причинам:

  • из-за непроизвольного сверления;
  • из-за коррозии в результате постоянного контакта с водой.

Проблема приводит к нарушению баланса в системе и регулировки температуры в ней. Ремонтные работы при этом должны быть проведены в кратчайшие сроки.

Принцип и схема работы

Схема и принцип работы

Элеватор способствует охлаждению перегретой воды до температуры, соответствующей норме.

Затем теплоноситель подает ее в отопительную систему жилых помещений. В тот момент, когда горячая вода в элеваторе из подающего теплопровода смешивается с охлажденной из обратного трубопровода, и происходит охлаждение.

Схема размещения элеватора позволяет более детально ознакомиться с его функциональными возможностями. Не сложно понять, что именно эта деталь отопительной системы обеспечивает эффективность ее работы.

Он работает одновременно как 2 устройства:

  • Циркуляционный насос
  • Смеситель

Конструкция элеватора довольно простая, но эффективная. Отличается приемлемой ценой. Для ее работы не нужно подключать электрический ток

Однако имеются и некоторые недостатки, на которые необходимо обращать внимание:

  • Давление в трубопроводах прямой и обратной передачи необходимо поддерживать в пределах 0,8-2 Бар;
  • Выходная температура не поддается регулировке;
  • Каждый элемент элеватора нужно точно рассчитывать.

Можно с уверенностью сказать, что устройства получили широкое применение в коммунальной отопительной системе.

Принципиальная схема элеватора

На эффективность их работы не влияют колебания теплового и гидравлического режима в тепловых сетях. Кроме того, устройства не требуют постоянного наблюдения. Выбрав правильный диаметр сопла, осуществляется вся регулировка.

Основные элементы элеватора

Основные элементы узла

Основными составляющими устройства являются:

  • Струйный элеватор
  • Сопло
  • Камера разрежения

Элеваторный узел отопления состоит из запорной арматуры, контрольных термометров, манометров. Его еще называют «обвязкой элеватора».

Новые технические идеи и изобретения стремительно внедряются в нашу жизнь. Теплофикация не является исключением.

На смену привычным элеваторным узлам приходят устройства, которые осуществляют регулировку теплоносителя в автоматическом режиме.

Их стоимость значительно выше, но, в то же время, эти устройства более экономны и энергомичны. Кроме того, для их работы обязательно требуется электропитание. Иногда необходима его большая мощность. Надежность с одной стороны и технический прогресс — с другой.

Что в итоге окажется важнее, узнаем со временем.

Вероятные неполадки

Как правило, большинство неполадок в элеваторном узле возникает по следующим причинам:

  • образование засора в оборудовании;
  • изменения в диаметре сопла в результате эксплуатации оборудования – увеличение сечения усложняет регулировку температуры;
  • засоры в грязевиках;
  • выход из строя запорной арматуры;
  • поломки регуляторов.

В большинстве случаев выяснить причину неполадок достаточно просто, поскольку они сразу отражаются на температуре воды в контуре. Если перепады и отклонения температуры от нормативов незначительны, что, вероятно, имеет место зазор или же сечение сопла несколько увеличилось.

Перепад в температурных показателях более 5 ℃ свидетельствует о наличии проблемы, решить которые могут только специалисты после проведения диагностики.

Если в результате окисления от постоянного контакта с водой или непроизвольного сверления возрастает сечение сопла, нарушается балансировка всей системы. Такой изъян нужно как можно быстрее исправить.

Стоит отметить, что в целях экономии финансов и использования отопления более эффективно, на тепловых узлах могут устанавливать электросчетчики. А приборы учета горячей воды и тепла дают возможность дополнительно снизить расходы на коммунальные платежи.

Как функционирует элеватор?

Если говорить простыми словами, то элеватор в системе отопления – это водяной насос, не требующий подведения энергии извне. Благодаря этому, да еще простой конструкции и низкой стоимости, элемент нашел свое место практически во всех тепловых пунктах, что строились в советское время. Но для его надежной работы нужны определенные условия, о чем будет сказано ниже.

Чтобы понять устройство элеватора системы отопления, следует изучить схему, представленную выше на рисунке. Агрегат чем-то напоминает обычный тройник и устанавливается на подающем трубопроводе, своим боковым отводом он присоединяется к обратной магистрали. Только через простой тройник вода из сети проходила бы сразу в обратный трубопровод и прямо в систему отопления без снижения температуры, что недопустимо.

Стандартный элеватор состоит из подающей трубы (предкамеры) со встроенным соплом расчетного диаметра и смесительной камеры, куда подводится остывший теплоноситель из обратки. На выходе из узла патрубок расширяется, образуя диффузор. Агрегат действует следующим образом:

  • теплоноситель из сети с высокой температурой направляется в сопло;
  • при прохождении через отверстие малого диаметра скорость потока возрастает, из-за чего за соплом возникает зона разрежения;
  • разрежение вызывает подсасывание воды из обратного трубопровода;
  • потоки смешиваются в камере и выходят в систему отопления через диффузор.

Как происходит описанный процесс, наглядно показывает схема элеваторного узла, где все потоки обозначены разными цветами:

Непременное условие устойчивой работы узла заключается в том, чтобы величина перепада давления между подающей и обратной магистралью сети теплоснабжения было больше, чем гидравлическое сопротивление отопительной системы.

Наряду с явными преимуществами данный смесительный узел обладает одним существенным недостатком. Дело в том, что принцип работы элеватора отопления не позволяет регулировать температуру смеси на выходе. Ведь что для этого нужно? Изменять при необходимости количество перегретого теплоносителя из сети и подсасываемой воды из обратки. Например, чтобы температуру снизить, надо уменьшить расход на подаче и увеличить поступление теплоносителя через перемычку. Этого можно добиться только уменьшением диаметра сопла, что невозможно.

Проблему качественного регулирования помогают решить элеваторы с электроприводом. В них посредством механического привода, вращаемого электродвигателем, увеличивается или уменьшается диаметр сопла. Это реализовано за счет дроссельной иглы конусной формы, входящей в сопло изнутри на определенное расстояние. Ниже изображена схема элеватора отопления с возможностью управления температурой смеси:

1 – сопло; 2 – дроссельная игла; 3 – корпус исполнительного механизма с направляющими; 4 – вал с зубчатым приводом.

Появившийся относительно недавно регулируемый элеватор отопления позволяет производить модернизацию тепловых пунктов без кардинальной замены оборудования. Учитывая, сколько еще подобных узлов функционирует на просторах СНГ, подобные агрегаты приобретают все большую актуальность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector